Нормативные правовые акты как источник энергетического права

Рассматривая нормативные правовые акты как источники энергетического права, прежде всего следует остановиться на нормах Конституции Российской Федерации (ст. 8, 9, 36, 71, 72).

Как верно отмечает О.А. Городов, в основу системы энергетического законодательства положены конституционные нормы о гарантировании единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности, о свободном, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, владении, пользовании и распоряжении землей и другими природными ресурсами, о нахождении в ведении Российской Федерации федеральных энергетических систем, ядерной энергетики, расщепляющихся материалов, о нахождении в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды и вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.

Рассматривая кодификационные акты, следует прежде всего остановиться на Гражданском кодексе Российской Федерации.

Как справедливо указывает В.Ф. Попондопуло, стержнем частного права является Гражданский кодекс Российской Федерации, вокруг которого группируются специальные законы и подзаконные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность.

Следует обратить внимание, что в Гражданском кодексе Российской Федерации содержатся и специальные положения, касающиеся энергетических отношений. Нормы § 6 Главы 30 ГК РФ посвящены договору энергоснабжения, однако согласно п. 4 ст. 539 ГК РФ данные нормы применяются к отношениям по договору энергоснабжения электрической энергией, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

Среди кодификационных законов необходимо отметить также Градостроительный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации.

В Земельном кодексе Российской Федерации закреплено, что земельные участки, на которых расположены энергетические объекты и которые предназначены для эксплуатации энергетических объектов, составляют самостоятельную категорию земель специального назначения (подп.3 п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Особенности правового режима земельного участка под энергетическими объектами определены в соответствии с п. 1 ст. 89 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным законом.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность:

  • за нарушение правил использования атомной энергии и учета ядерных материалов и радиоактивных веществ (ст. 9.6);
  • за повреждение электрических сетей (ст. 9.7);
  • за ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения соответствующих органов (ст. 9.9);
  • за нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки (ст. 9.11);
  • за нарушение стандартов раскрытия информации субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности, розничных рынков электрической энергии (ст. 9.15);
  • за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (ст. 9.16);
  • за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (ст. 20.30).

Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность:

  • за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (ст. 217.1);
  • за нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253);
  • за нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255).

Среди федеральных законов, регулирующих деятельность в сфере энергетики, следует отметить: Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», который распространяется на отношения, возникающие на товарных рынках Российской Федерации, в которых участвуют субъекты естественных монополий.

Данный закон регулирует деятельность субъектов естественных монополий, в том числе в сфере:

  • транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • транспортировки газа по трубопроводам;
  • в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии;
  • услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
  • услуг по передаче тепловой энергии.

Нельзя не отметить также Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», который распространяется на отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, государственные органы.

А также Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», который устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения и их дочерними компаниями.

Необходимо учитывать, что на сегодняшний день в сфере энергетики действует огромный массив законодательных актов, которые также можно подразделить на условные группы:

  1. Федеральные законы в сфере энергетики, регулирующие определенные отношения в топливно-энергетическом комплексе вне зависимости от конкретной отрасли (электроэнергетика, нефтяная промышленность, газовая промышленность и т.д.) либо охватывающие отношения в нескольких отраслях энергетики.
  2. Федеральные законы, регулирующие отношения в определенной сфере энергетики (электроэнергетика, теплоснабжение, газоснабжение и т.д.).

К первому виду специальных федеральных законов в сфере энергетики относятся, в частности:

  • Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
  • Федеральный закон от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности топливно-энергетического комплекса»;
  • Федеральный закон от 03.12.2011 № 382-ФЗ «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса»,
  • Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяются правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов в целях предупреждения аварий на опасных производственных объектах и обеспечения готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Федеральный закон от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности топливно-энергетического комплекса» устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в данной сфере, права, обязанности и ответственность лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.

В целях создания правовых и организационных основ для обеспечения заинтересованных государственных органов, должностных лиц, организаций и граждан информацией о состоянии и прогнозе развития топливно-энергетического комплекса 3 декабря 2011 года был принят Федеральный закон № 382-ФЗ «О государственной информационной системе топливно энергетического комплекса», который регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, эксплуатацией и совершенствованием государственной информационной системы топливно энергетического комплекса, включая сбор, обработку информации, ее хранение, предоставление и распространение.

К первой группе федеральных законов можно отнести также Федеральный закон от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Федеральный закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Федеральный закон от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.

Согласно ст. 2.1 данного закона к участкам недр федерального значения относятся расположенные на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации и содержащие на основании сведений государственного баланса запасов полезных ископаемых начиная с 1 января 2006 года извлекаемые запасы нефти от 70 миллионов тонн, запасы газа от 50 миллиардов кубических метров.

В соответствии со ст.1 Федерального закона «О концессионных соглашениях» целями настоящего Федерального закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения. Согласно ст.4 Федерального закона «О концессионных соглашениях» объектами концессионного соглашения могут быть в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения.

Ко второй группе федеральных законов, которые регулируют деятельность в определенной сфере энергетики, относятся, в частности, Федеральный закон «Об электроэнергетике», Федеральный закон «О теплоснабжении», Федеральный закон «Об использовании атомной энергии», Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации».

Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» устанавливаются правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяются полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электро-энергетики.

Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия государственных органов в данной сфере.

Помимо федеральных законов к источникам энергетического права относится большое количество подзаконных актов.

Прежде всего, необходимо отметить соответствующие Постановления Правительства Российской Федерации, в частности:

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1172 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики»96;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2003 г. № 648, которым утверждено «Положение об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и о ведении реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2007 г. № 484, которым утверждены «Правила вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2009 № 846 «Об утверждении Правил расследования причин аварий в электроэнергетике;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 № 341 «Об утверждении Положения об особенностях предоставления технических условий, определения платы за технологическое присоединение и особенностях технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 03.05.2001 № 334 «Об утверждении недискриминационного доступа к газотранспортным системам»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 № 317 «Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных систем».

Следует также отметить Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 № 792 «Об особенностях применения законодательства Российской Федерации в сфере электроэнергетики на территориях Республики Крым и г.Севастополя», которым установлено какие организации является гарантирующими поставщиками на территориях Республики Крым и г.Севастополя с 18.03.2014 года, границы зон деятельности гарантирующих поставщиков, порядок определения уровня нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям сетевых организаций, порядок применения Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.

Среди источников правового регулирования энергетических отношений нельзя не отметить также нормативные документы Министерства энергетики Российской Федерации, а также Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Среди Приказов Министерства энергетики РФ следует отметить, в том числе:

  • Приказ Министерства энергетики РФ от 13.08.2014 № 523 «Об утверждении типовой формы соглашения с субъектом Российской Федерации о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение мероприятий, осуществляемых в рамках компенсации расходов энергосбытовой организации, определенной решением Правительства Российской Федерации в качестве энергосбытовой организации, осуществляющей покупку электрической энергии из энергосистем иностранных государств и у производителей, функционирующих на территории Крымского федерального округа, от реализации электрической энергии в целях обеспечения энергоснабжения потребителей электрической энергии по установленным ценам (тарифам)»;
  • Приказ Минэнерго России от 10.06.2014 № 346 «Об утверждении Порядка установления целевых показателей для целей формирования инвестиционных программ сетевых организаций, в том числе организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью»;
  • Приказ Минэнерго России от 22.08.2013 № 469 «Об утверждении порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон».

Среди Приказов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору следует отметить в том числе:

  • Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22.11.2013 № 561 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности подземных хранилищ газа»;
  • Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21.11.2013 № 558 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы»;
  • Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.11.2013 № 550 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в угольных шахтах».

Рассматривая нормативные правовые акты как источник энергетического права, следует отдельно остановиться на нормативных правовых актах Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» закреплены полномочия Корпорации по нормативно правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Согласно п. 1 ст. 8 ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» вправе принимать в том числе нормативные правовые акты, регламентирующие порядок в отношении:

  • государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
  • учета и контроля ядерных материалов, являющихся собственностью иностранных государств, иностранных юридических лиц и временно находящихся на территории Российской Федерации;
  • выдачи сертификатов разрешений на транспортирование (перевозку) ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них, на использование определенной конструкции транспортного упаковочного комплекта радиоактивного вещества особого вида, за исключением ядерных материалов, переданных в составе изделий Министерству обороны Российской Федерации;
  • определения производств, работ и профессий, с учетом которых устанавливается дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации;
  • стандартизации в области использования атомной энергии.

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» также наделена полномочиями принимать нормативные правовые акты, утверждающие:

  • положения о взаимодействии с организациями, участвующими в работах по ликвидации последствий аварий при транспортировании (перевозке) ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них;
  • положение о профессиональной аварийно-спасательной службе Корпорации.

Перечень нормативных правовых актов, которые может принимать Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» в установленной сфере деятельности не является исчерпывающим.

В соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» нормативные правовые акты Корпорации в установленной сфере деятельности издаются в форме приказов, положений и инструкций, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, юридических и физических лиц.

Следует также учитывать, что согласно п. 5 ст. 8 данного федерального закона нормативные правовые акты Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» подлежат регистрации и опубликованию в порядке, установленном для государственной регистрации и опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Более подробно нормативные правовые акты Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» рассматриваются в шестом разделе Особенной части учебника.

Нормативные правовые акты Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» занимают особое место среди нормативных правовых актов, являющихся источником энергетического права.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)