Государственное регулирование в сфере использования атомной энергии

Государственное регулирование в области использования атомной энергии осуществляется различными государственными органами.

Согласно ст.7 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» Президент Российской Федерации в области использования атомной энергии:

  • определяет основные направления государственной политики в области использования атомной энергии;
  • принимает решения по вопросам безопасности при использовании атомной энергии;
  • принимает решения по вопросам предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций при использовании атомной энергии;
  • утверждает перечни российских юридических лиц, в собственности которых могут находиться ядерные материалы, ядерные установки;
  • утверждает перечень ядерных материалов, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности;
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него федеральными законами.

В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 05.02.2007 № 13-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Президент Российской Федерации утверждает:

  1. Перечень федеральных государственных унитарных предприятий атомного энергопромышленного комплекса, подлежащих преобразованию в открытые акционерные общества, акции которых будут внесены в уставный капитал открытого акционерного общества, создаваемого по решению Президента Российской Федерации.
  2. Перечень акционерных обществ атомного энергопромышленного комплекса, находящиеся в федеральной собственности акции которых подлежат внесению в уставный капитал основного акционерного общества.
  3. Перечень федеральных государственных унитарных предприятий атомного энергопромышленного комплекса, имущественные комплексы которых подлежат внесению в уставный капитал основного акционерного общества.
  4. Перечень федеральных государственных образовательных организаций дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), относящихся к организациям атомного энергопромышленного комплекса, которые подлежат передаче основному акционерному обществу.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» Федеральное Собрание Российской Федерации в области использования атомной энергии:

  • принимает федеральные законы в области использования атомной энергии;
  • утверждает в составе федерального бюджета бюджетные ассигнования на финансирование деятельности в области использования атомной энергии;
  • утверждает бюджетные ассигнования на мероприятия по преодолению последствий чрезвычайных ситуаций при использовании атомной энергии;
  • проводит парламентские слушания по вопросам использования атомной энергии.

Согласно ст.9 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» Правительство Российской Федерации в области использования атомной энергии:

  • издает на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации постановления и распоряжения в области использования атомной энергии;
  • организует разработку, утверждает и обеспечивает выполнение федеральных целевых программ в области использования атомной энергии;
  • определяет функции, порядок деятельности, права и обязанности органов управления использованием атомной энергии и органов (в том числе уполномоченного органа) государственного регулирования безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • устанавливает порядок осуществления аккредитации в области использования атомной энергии;
  • осуществляет управление находящимися в федеральной собственности ядерными материалами, ядерными установками, радиационными источниками, пунктами хранения и радиоактивными веществами;
  • принимает решения о проектировании, сооружении, эксплуатации, выводе из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, находящихся в федеральной собственности либо имеющих федеральное или межрегиональное значение, в том числе расположенных на территориях закрытых административно-территориальных образований;
  • принимает решения о разработке и производстве находящихся в федеральной собственности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения;
  • устанавливает порядок организации и функционирования единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации;
  • принимает меры по социальной защите граждан, обеспечивает выплаты социально-экономических компенсаций за негативное воздействие ионизирующего излучения и за дополнительные факторы риска работникам объектов использования атомной энергии;
  • обеспечивает выплату сумм по возмещению ущерба от радиационного воздействия в соответствии со ст.57 данного Федерального закона;
  • устанавливает порядок экспорта и импорта ядерных установок, оборудования, технологий, ядерных материалов, радиоактивных веществ, специальных неядерных материалов и услуг в области использования атомной энергии;
  • решает вопросы ввоза в Российскую Федерацию отработавшего ядерного топлива в целях его переработки, включая технологический процесс временного хранения до его переработки, в соответствии с законом;
  • обеспечивает в пределах своей компетенции физическую защиту ядерных материалов, ядерных установок, пунктов хранения, а также находящихся в федеральной собственности радиационных источников и радиоактивных веществ;
  • осуществляет контроль за выполнением обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации в области использования атомной энергии;
  • координирует международное сотрудничество Российской Федерации в области использования атомной энергии;
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.

В ст.10, ст.11, ст.12 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» определены полномочия федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области использования атомной энергии, органов местного самоуправления в области использования атомной энергии.

Как уже отмечалось выше существенными полномочиями в области государственного управления наделена Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» осуществляет в том числе следующие функции в области государственного управления использованием атомной энергии:

  • реализует полномочия государственного компетентного органа по ядерной и радиационной безопасности при перевозках ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • ведет государственный регистр ядерных материалов;
  • выдает странам-поставщикам заверения от имени Российской Федерации в отношении мирного использования импортируемых ядерных товаров и технологий, обеспечения их физической защиты и условий последующей передачи;
  • осуществляет функции органа управления специальными перевозками заинтересованного федерального органа исполнительной власти, за исключением перевозок, осуществляемых Министерством обороны Российской Федерации;
  • осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лицензирование деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, за исключением деятельности организаций Министерства обороны Российской Федерации в этой области, а также лицензионный контроль.

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»:

  1. Выдает в порядке, установленном данной Корпорацией, свидетельства на право ведения работ в области использования атомной энергии осуществляющим такую деятельность работникам учреждений Корпорации, акционерных обществ Корпорации и их дочерних обществ, а также подведомственных предприятий.
  2. Принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решение о признании организации пригодной эксплуатировать ядерную установку, радиационный источник или пункт хранения и осуществлять деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, а также деятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами.
  3. Осуществляет в установленном порядке рассмотрение заявок на изобретения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Необходимо отметить также такие полномочия Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» как:

  • осуществление выдачи учреждениям Корпорации, акционерным обществам Корпорации и их дочерним, зависимым обществам, а также подведомственным предприятиям разрешений на строительство объектов использования атомной энергии, при строительстве, реконструкции которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков, и выдачу таким юридическим лицам разрешений на ввод в эксплуатацию указанных объектов;
  • осуществление полномочий и функций органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами;
  • организация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, аккредитации в области использования атомной энергии;
  • определение видов продукции ядерно-топливного цикла, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен.

В рамках данного параграфа будут рассмотрены также особенности государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии и особенности государственного регулирования в области захоронения радиоактивных отходов.

Согласно ст.23 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии предусматривает деятельность соответствующих федеральных органов исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», направленную на организацию разработки, утверждение и введение в действие норм и правил в области использования атомной энергии, выдачу разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии, осуществление аккредитации, стандартизации, оценки соответствия, осуществление надзора за безопасностью, проведение экспертизы и проверок (инспекций), контроля за разработкой и реализацией мероприятий по защите работников объектов использования атомной энергии, населения и охране окружающей среды в случае аварии при использовании атомной энергии.

Необходимо учитывать, что Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21.04.2014 № 160 утверждено Положение о порядке проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии, Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.07.2013 № 288 утверждены федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Правила перевода ядерных материалов в радиоактивные вещества или радиоактивные отходы», Приказом Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 31.10.2013 № 1/10-НПА утверждены метрологические требования к измерениям, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, их составным частям, программному обеспечению, методикам (методам) измерений, применяемым в области использования атомной энергии»1014, Приказом Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 28.01.2014 № 1/1-НПА утверждено Типовое положения о головных организациях по стандартизации в области использования атомной энергии (по группам однородной продукции и (или) видам работ (услуг)».

В соответствии со ст.24 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии осуществляется федеральными органами исполнительной власти — органами государственного регулирования безопасности, осуществляющими регулирование безопасности при использовании атомной энергии. Указанные органы независимы от других государственных органов, а также от организаций, деятельность которых связана с использованием атомной энергии.

Виды деятельности в области регулирования безопасности при использовании атомной энергии и разграничение полномочий, прав, обязанностей и ответственности соответствующих органов, а также полномочия должностных лиц указанных органов устанавливаются в положениях об органах государственного регулирования безопасности.

Меры, реализуемые органами государственного регулирования безопасности, по выполнению возложенных на них полномочий должны быть соразмерны потенциальной опасности объектов использования атомной энергии и деятельности в области использования атомной энергии.

Как уже отмечалось выше, отношения в области обращения с радиоактивными отходами регулируются Федеральным законом от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», Федеральным законом от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Законом Российской Федерации от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах», Федеральным законом от 1.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Водным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации. Существенные полномочия по государственному регулированию в этой области возложены на Правительство РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство РФ устанавливает порядок государственного регулирования тарифов на захоронение радиоактивных отходов, в том числе основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на установление таких тарифов.

Порядок государственного регулирования тарифов на захоронение радиоактивных отходов утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.12.2012 № 1249.

Согласно п.5 ст.5 Федерального закона Федеральным законом от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство РФ устанавливает порядок передачи радиоактивных отходов на захоронение, в том числе радиоактивных отходов, образовавшихся при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия, ядерных энергетических установок военного назначения.

Положение о передаче радиоактивных отходов на захоронение, в том числе радиоактивных отходов, образовавшихся при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 г. № 899.

Согласно п. 7 ст. 5 Федерального закона от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство РФ устанавливает критерии отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам, критерии отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам и к удаляемым радиоактивным отходам, критерии классификации удаляемых радиоактивных отходов.

Постановлением Правительства РФ от 19.10.2012 г. № 1069 утверждены критерии отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам, критерии отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам и к удаляемым радиоактивным отходам и критерии классификации удаляемых радиоактивных отходов.

В данном разделе уже отмечалось, что согласно ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» захоронение радиоактивных отходов относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 147-ФЗ «О естественных монополиях» органами регулирования естественных монополий может применяться такой метод регулирования деятельности субъектов естественных монополий, как ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 г. № 404, Министерство природных ресурсов и экологии РФ является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на установление тарифов на захоронение радиоактивных отходов.

Во исполнение Федерального закона от 11.06.2011 г. № 190-ФЗ ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 03.12.2012 № 1249 «О порядке государственного регулирования тарифов на захоронение радиоактивных отходов, утвержденным», Постановления Правительства РФ от 29.05.2008 № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации», Министерством природных ресурсов и экологии РФ утверждены: Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13.03.2013 № 89 «О первоначальном установлении тарифов на захоронение радиоактивных отходов»1020, Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 18.07.2013 № 248 «Об установлении тарифа на захоронение радиоактивных отходов класса 5 на 2014 год».

В соответствии со ст. 20 Федерального закона № 190-ФЗ ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» национальный оператор осуществляет прием радиоактивных отходов на захоронение от организаций в соответствии с тарифами на захоронение радиоактивных отходов, установленных
Министерством природных ресурсов и экологии РФ.

Как уже отмечалось выше, Постановлением Правительства РФ от 03.12.2012 г. № 1249 «О порядке государственного регулирования тарифов на захоронение радиоактивных отходов» утверждено Положение о государственном регулировании тарифов на захоронение радиоактивных отходов.

В соответствии с п.5 Положения тарифы устанавливаются в виде фиксированных ставок тарифов в расчете на 1 куб. метр захораниваемых радиоактивных отходов, включая упаковку и контейнер (объем брутто). Единицей измерения тарифа для захоронения радиоактивных отходов является руб./куб. м.

Согласно п.6 Положения тарифы устанавливаются для каждого класса радиоактивных отходов, определяемого в соответствии с критериями классификации удаляемых радиоактивных отходов, устанавливаемыми Правительством РФ.

В Положении также предусмотрено, что для каждого класса радиоактивных отходов устанавливается единый тариф.

Расчетный объем захораниваемых радиоактивных отходов на период, на который устанавливаются тарифы, определяется в куб. метрах захораниваемых радиоактивных отходов соответствующего класса.

При установлении тарифов применяются следующие методы государственного регулирования ценообразования:

  • с учетом долгосрочных параметров регулирования;
  • с учетом краткосрочных параметров регулирования.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Государственное регулирование в области использования атомной энергии осуществляют различные государственные органы. Существенные полномочия имеет Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации. Особенностью государственного регулирования в области использования атомной энергии является то, что значительные полномочия и функции закреплены законодателем за Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом».

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» в установленной сфере деятельности обладает полномочиями государственного органа, данные полномочия реализуются на практике. Данное обстоятельство является явно выраженной особенностью государственного регулирования в области использования атомной энергии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)