Методики учебной мотивации

Основным требованием к организации обучения школьников является формирование учебной мотивации.

В.А. Сухомлинский главной задачей педагога считал воспитание желаний, т. е. потребностей. Главная роль в этой педагогике отводится самовоспитанию ребенка. Мотивация не возникает произвольно, а служит показателем мастерства учителя.

Наиболее простая методика мотивации — это создание занимательности занятий в классе или текста учебника. Однако занимательность лишь способствует поддержанию интереса в обучении, а не созданию исходной мотивационной установки на учебную работу.

Более эффективна методика создания мотивационно-проблемных ситуаций или постановки специальных познавательных задач, в которых отражается практический смысл изучения данного предмета. Учитель подбирает по содержанию темы предмета острую жизненную ситуацию, разрешение которой было бы возможно только при хорошем знании и понимании предмета.

Еще более результативна такая методика мотивации, при которой учитель обращается к формированию представлений учащихся о роли данного предмета в его деятельности, убеждения учащихся о роли предмета в будущей профессии и в оценке личности окружающими ее людьми. Это ведет к правильному формированию позитивных ценностных ориентаций детей по отношению к учебной работе.

При подготовке и проведении урока учитель не должен забывать, что не отдельные элементы урока должны быть для учащихся интересными, а необходимо в течение урока усложнять, наращивать трудности, требующие постепенного возрастания работы мысли, усилий воли, эмоционального заряда большей силы.

При рыхлости урока, со снижением интереса к отдельным его элементам, теряется привлекательность к теме занятия и слабеет познавательный интерес. Поэтому необходима система стимулов, постоянно поддерживающая и укрепляющая познавательный интерес как мотив учения.

Интересно
Исследования показали, что критериями интереса школьников к содержанию материала являются: новизна, значимость материала, связь с жизнью

Для формирования положительного отношения к учению ребенок должен знать «вкус к успеху» (В.А. Сухомлинский). В школе Сухомлинского не ставили плохих отметок, а иногда ставили завышенную, чтобы ребенок делал все возможное, чтобы эту отметку оправдать и заслужить.

Необходимо замечать любой успех ученика и обязательно поощрять (Ш.А. Амонашвили)

Если человек считает себя самого повинным в своих неудачах, отказ от поиска подрывает готовность к активному поведению, к снижению самооценки. Поэтому необходимо учителю в своем поощрении «перегнуть палку».

В работе с отстающими детьми В.А. Сухомлинский считал, что развитие невозможно без гармонического влияния на всю психофизическую, духовную жизнь человека. При этом необходимо воздействовать на личность ученика в целом, отдавая себе ясный отчет о том, в каком сочетании находятся различные свойства его личности и какие изменения происходят под влиянием педагогических воздействий.

Условия возникновения и развития интереса к учению:

  1. Организация обучения должна способствовать вовлечению ученика в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний (проблемного характера).
  2. Учебный труд должен быть разнообразен.
  3. Необходимо осознать учеником и понять нужность, важность и целесообразность изучения данного предмета.
  4. Новый материал должен быть связан с усвоенными ранее знаниями.
  5. Обучение должно быть трудным, но посильным.
  6. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
  7. Яркость, эмоциональность учебного материала, личность самого учителя оказывают влияние на интерес к обучению.
  8. Интерес связан с игрой. В процессе игры или смоделированной жизненной ситуации интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить необычный для него объем умственной работы.

Уровень мотивации зависит от четырех факторов:

  1. Значимость достижения успеха. Например, ребенок ориентируется на мнение учителя и родителя, или получение морального, материального вознаграждения и т. д.
  2. Надежда на успех. Собственные представления о своих способностях, прошлый опыт успеха или неудач. Те дети, которые рассчитывают на успех, справляются с заданиями лучше.
  3. Вероятность достижения успеха. Дети по-разному понимают, что лежит в основе успеха или неудач. Представление человека о причинах успеха и неудач может влиять как на уровень ожидания, так и на способы деятельности. Причины: а) способности или их отсутствие; б) упорство или его отсутствие; в) трудность или легкость задания; г) везение или его отсутствие. Эти все причины зависят от внешних и внутренних воздействий.
  4. Эталоны достижений. Если в сравнение идет собственный опыт, то это автономный эталон; если достижения других детей — то это социальное сравнение.

Существуют три вида стимулирования познавательных интересов:

  • при помощи содержания учебного материала;
  • в ходе организации учебной деятельности (методы, средства и т. д.);
  • на основе отношений.

Активизация класса осуществляется через методы управления:

  1. Метод хоровых ответов (вовлечение количества).
  2. Метод рецензирования ответа ученика.
  3. Метод «закрытой доски».
  4. Припоминание пройденного материала лучше делать с помощью учеников, а не самим учителем.

Учителю необходимо знать внешкольные интересы и увлечения детей и опираться на них при освоении учебного материала. Чем теснее связан материал уроков с любимыми детскими фильмам, книгами, играми, тем больше вероятность попадания в сферу интересов каждого ученика.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)