Методика социально-педагогической экспертизы

В основе социально-педагогической экспертизы лежит социальная экспертиза. Социальная экспертиза — это всесторонняя оценка состояния социальных отношений в организации и разработка на ее основе рекомендаций сторонам социального партнерства.

В рамках экспертизы осуществляется анализ возможности появления социального ущерба и уточнение величины этого ущерба.

Основное назначение социальной экспертизы — проведение общественно значимых реорганизаций, преобразования, нововведения в общественные отношения, которые пойдут на пользу всем участникам социальных отношений. Социально-педагогическая экспертиза в своей основе имеет ту же идею.

Результатом данной экспертизы является обновление социальных отношений, опирающееся на психолого-педагогические законы и закономерности изменения изучаемых отношений.

Социально-педагогическая экспертиза базируется на применении общих технологий диагностики, профилактики и реабилитации социальных отношений участников этих отношений.

Тем не менее, такая экспертиза обладает рядом специфических особенностей:

  • предмет экспертизы — процесс социального воспитания, социализации, развития личности, группы, система социально-педагогического взаимодействия и т. п.;
  • квалификация экспертов и необходимость их совместной деятельности (участие педагогов, социологов, психологов, медицинских работников, юристов, специалистов в сфере управления, социальных работников);
  • методы оценки экспертной деятельности (наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности и иные психолого-педагогические методы работы);
  • рекомендательный характер экспертного заключения (указание условий для выбора стратегии дальнейшего развития объекта, процесса, явления);
  • содержательные компоненты экспертного заключения (достоверная информация об объекте экспертизы, конкретные предложения для принятия решений и возможный прогноз дальнейшего развития процессов).

Формой экспертного заключения может быть итоговый протокол совещания специалистов. Социально-педагогическая экспертиза предполагает использование комплекса уже существующих экспертных процедур на основе диагностических методик, например, социологических оценок, социально-психологических диагностических методик, судебно-психиатрической, медико-социальной экспертизы и т. п.

Социальный педагог может выступать инициатором и участником различного рода экспертиз. Потребность в проведении социально-педагогической экспертизы возникает, если неизвестно, позитивно или негативно скажется принятие определенного решения на процессах в реальной жизни.

Интересно
Социально-педагогическая экспертиза часто представляется в виде деятельности психолого-медико-педагогического консилиума. Его назначение — определение траектории развития личности и уровня включения в процессы его развития медико-психологического, семейного и общественного сопровождения.

В образовательной организации указанный консилиум может быть первичным, плановым, срочным (по просьбе педагога/специалиста) и заключительным (проводится по завершению ступени обучения или коррекционной работы с ребенком).

Проведение социально-педагогического консилиума осуществляется поэтапно:

  1. Его цель — определить особенности развития обучающегося, возможные условия и формы его обучения, необходимого сопровождения.
  2. Осуществляется с целью отслеживания динамики обучения и коррекции обучающегося и необходимости внесения поправок, дополнения в коррекционную работу с несовершенно-летним (изменение формы, режима, программы обучения) или назначения дополнительного обследования ребенка.
  3. Причинами проведения экспертизы могут быть длительная болезнь ребенка, внезапные аффективные реакции, проблемы в поведении и обучении. Цель экспертизы — выяснить причины появившихся проблем, определение степени регресса, его устойчивости и возможности преодоления. Данный вид экспертизы нацелен на определение допустимых нагрузок на ребенка и изменения в этой связи режима или формы обучения.
  4. Экспертиза нацелена на оценку статуса обучающегося на момент окончания обучения (степень его социализации, состояние эмоционально-волевой и поведенческих сфер, высших психических функций).

1-й этап. Запрос на проведение психолого-медико-педагогического консилиума, в котором указывается инициатор экспертизы, целевая группа лиц (объект исследования), цель исследования.

2-й этап. Определение экспертов для проведения психолого-медико-педагогического консилиума, уточнение сроков проведения экспертизы, формы экспертного заключения.

3-й этап. Работа экспертов: знакомство с социальным паспортом учреждения, социальным паспортом учебного коллектива, индивидуальной социальной картой ребенка (составленной социальным педагогом), знакомство с результатами предыдущих результатов обследования личности, заключениями специалистов, изучение дополнительных источников информации о ребенке.

4-й этап. Работа экспертов: уточнение предмета экспертизы, диагностических методик, последовательности проведения экспертных процедур, даты проведения промежуточных встреч экспертов и окончательной даты проведения консилиума.

5-й этап. Работа экспертов: диагностика личности несовершеннолетнего (в соответствии с разработанной ранее программой проведения экспертных процедур). В процессе обследования эксперты вносят соответствующие сведения в карту развития обучающегося, ведут протоколы обследования.

6-й этап. Проведение консилиума. Специалисты высказывают свою точку зрения, и после обсуждения результатов обследования в протокол заносится краткая формулировка результатов обследования.

Заключительными записями в протоколе консилиума выступают решения, которые необходимо предпринять в отношении ребенка.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)