Технология социального посредничества

Термин «социальное посредничество» пришел из социальной работы. Он обозначает совокупность способов, методик и методов профессионального воздействия социального работника, направленного на устранение социальных, административно-управленческих, морально-психологических и других препятствий между различными субъектами и объектами помощи.

В работе социального педагога технология социального посредничества применяется для защиты интересов несовершеннолетних.

Посреднические усилия социального педагога направлены на мобилизацию сил и средств для предоставления конкретной помощи несовершеннолетнему.

В связи с этим возрастает значимость таких профессиональных умений данного специалиста, как:

  • умение устанавливать связи с субъектами, от которых зависит возможность оказания социальной поддержке ребенку;
  • умение убедить сторонних субъектов в необходимости предоставления несовершеннолетнему социальной поддержки;
  • умение конструктивно разрешать споры и конфликтные ситуации между несовершеннолетним и иными субъектами;
  • умение эффективно применять тактики активного и пассивного слушания конфликтующих сторон;
  • умение непредвзято относиться к несовершеннолетнему, понимать и принимать его позицию;
  • умение контролировать свои эмоции в работе со всеми сторонами процесса разрешения конфликта интересов;
  • умение аргументировать собственную позицию посредничества, отводить от себя обвинения в предвзятом отношении к субъектам, от которых зависит надлежащее исполнение работ по социальной поддержке несовершеннолетнего.

Посредничество может быть реализовано по таким направлениям, как:

  • правовое и бытовое регулирование вопросов жизнедеятельности детей и подростков:
  • участие социального педагога в оформлении опеки /попечительства;
  • взаимодействие с инстанциями при решении вопросов о защите имущественных прав несовершеннолетнего;
  • участие в дознании и судопроизводстве по правонарушениям, совершенным несовершеннолетними и т. п.;
  • выполнение функции общественного защитника несовершеннолетнего в рамках процессуальных действий по делу несовершеннолетнего;
  • решение медико-реабилитационных проблем подопечных;
  • поиск социальных служб и учреждений, чьи полномочия позволяют оказать несовершеннолетнему необходимую помощь и поддержку;
  • решение межличностных, семейных конфликтов и др.

В зависимости от ситуации технология реализации социального посредничества может иметь свои вариации. Рассмотрим наиболее типичные ситуации привлечения социального педагога к разрешению конфликта интересов.

Ситуация 1. Социальное посредничество, осуществляемое между несовершеннолетним и правоохранительными органами (процедуры дознания, судопроизводства)

Алгоритм действий социального педагога должен быть примерно следующим:

  1. Уточнение прав и обязанностей несовершеннолетнего, находящегося под стражей / на допросе или в суде (в соответствии с общеприняты-ми международными правовыми документами).
  2. По прибытии на место проведения процессуальных действий в отношении несовершеннолетнего необходимо попросить следователя/дознавателя (прокурора, судью) кратко ввести социального педагога в суть происходящих мероприятий и курс дела в целом.
  3. Уточнить, насколько должностное лицо само понимает роль присутствия социального педагога в процессуальных действиях.
  4. При допросе несовершеннолетнего социальный педагог должен выяснить проводились ли ранее беседы с ребенком по вопросам, которые ставятся перед ним на допросе; оказывалось ли на несовершеннолетнего давление со стороны допрашивающего с целью изменения его позиции, которая противоречит интересам этого несовершеннолетнего; причины, предпосылки и условия совершения ребенком преступления; применялось ли к несовершеннолетнему насилие в ходе задержания, дознания, следствия; в случае применения силы выясняется обоснованность ее применения в отношении несовершеннолетнего; осуществлялось ли на ребенка психологическое давление (угроза применения насилия, оглашения нежелательных сведений, обещание освобождения из-под стражи при даче соответствующих показаний и т. д.); выяснить во время допроса, понимает ли ребенок суть поставленных перед ним вопросов и каким образом его ответы на эти вопросы отражены в процессуальных документах; знает ли несовершеннолетний свои права и обязанности и может ли он ими воспользоваться.
  5. В процессе допроса социальный педагог может переформулировать вопросы следователя/дознавателя таким образом, чтобы их смысл лучше доходил до сознания несовершеннолетнего; помочь сформулировать несовершеннолетнему свои ответы, если он испытывает затруднения в выражении своих мыслей; помочь несовершеннолетнему реализовать гарантированные законом права.
  6. При нахождении несовершеннолетнего под стражей социальный педагог должен выявить бытовые, санитарные и педагогические условия его содержания и не являются ли эти условия дополнительным фактором изменения даваемых им показаний.
  7. Необходимо выявить наличие по месту содержания несовершеннолетнего под стражей обстоятельств, угрожающих его жизни, безопасности, здоровью.
  8. В разговоре с несовершеннолетним социальный педагог должен уметь оценить соответствие психологического, нравственного, интеллектуального, культурного и физического развития ребенка возрастной норме.
  9. Наличие отклонений или подозрений на них является основанием для постановки вопроса о прекращении в отношении него уголовного дела с применением принудительных мер воспитательного характера.
  10. Посреднические усилия социального педагога направлены на выявление возможности смягчения ребенку меры пресечения.
  11. Уточнить возможность оказания несовершеннолетнему социальной помощи в документировании.
  12. Социальный педагог предоставляет ребенку литературу по защите его прав и при необходимости обеспечивает его теми нормативными актами, в которых он нуждается.
  13. Социальный педагог может проводить дополнительные беседы с несовершеннолетним с целью выявления проблем, угнетающих ребенка (отсутствие связи с родными, конфликт с противоположным полом, притеснения со стороны более сильных сверстников и т. д.) и принять меры по разрешению этих проблем.
  14. По результатам допроса социальный педагог составляет отчет об участии в допросе.

Ситуация № 2. Социальное посредничество при поиске социальных служб и учреждений, чьи полномочия позволяют оказать несовершеннолетнему необходимую помощь и поддержку

Последовательность действий социального педагога следующая:

  1. Диагностика проблемы и оценка возможностей ее решения.
  2. Соотнесение результатов диагностики проблемы с имеющейся информацией о характере услуг, которые оказывают населению разные организации и учреждения.
  3. Выбор учреждения, способного наилучшим образом решить проблему, рекомендация этого учреждения своему подопечному.
  4. Оказание помощи несовершеннолетнему установить контакт со специалистом в соответствующем учреждении/организации: оформление выписки с перечислением самых необходимых данных об организации или учреждении (адрес, номер телефона, Ф. И. О. специалиста и т. п.) для обратившегося взрослого или ребенка; составление сопроводительного письма, в котором указаны причины и цели обращения клиента в учреждение; предоставление канала личного контакта социального педагога с представителем учреждения или специалистом (адрес электронной почты, номер телефона и т. п.); подбор сопровождающего для несовершеннолетнего из числа педагогов, родственников, близких людей, который владеет информацией о содержании предстоящего контакта.
  5. Заключение устного/письменного, официального/неофициального, двустороннего договора (социальный педагог — законный представитель несовершеннолетнего) или трехстороннего (социальный педагог — специалист — законный представитель несовершеннолетнего) как одного из способов установления правил, норм взаимодействия субъектов.
  6. Проверка результативности контакта и продвижения в решении проблемы посредством организации обратной связи с несовершеннолетним и специалистами выбранного учреждения.

Ситуация № 3. Социальное посредничество в решении семейных конфликтов (споров родителей, проживающих совместно в официальном браке, о воспитании ребенка)

На начальной стадии семейных конфликтов социальный педагог образовательной организации должен:

  • своевременно реагировать на сигналы неблагополучия, исходящие из разных источников информации, о состоянии конкретного ребенка;
  • проводить индивидуальную беседу с ребенком с целью выявления причин неблагополучия и отклонения его поведения от социально одобряемых норм;
  • проводить индивидуальные беседы с родителями по выяснению причин семейного конфликта или серии конфликтов;
  • консультировать и информировать родителей о возможных последствия действий (с комментариями правового характера об оценке действий/бездействия родителей и их последствий, с презентацией психолого-педагогических рекомендаций, адресов специалистов, которые могут помочь разрешить конфликтную ситуацию, и т. п.).

Социальный педагог образовательной организации должен при выявлении грубых форм конфликтных ситуаций, связанных с нарушениями нравственной подсистемы семейных отношений (одной или нескольких форм проявления жестокости по отношению к несовершеннолетнему ребенку) проводить коррекционно-профилактическую работу с родителями и одновременно ставить в известность соответствующие правоохранительные органы о выявленных случаях или подозрениях о ненадлежащем отношении к ребенку в семье или опасности его нахождения в ней; обращаться в органы опеки и попечительства, а при достижении ребенком 14 лет — в суд с просьбой о защите прав ребенка.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)