Методика диагностики личности

Диагностика личности в работе социального педагога занимает одно из ведущих позиций, так как по результатам этого вида деятельности осуществляется общее планирование работы с подопечным.

Изучение личности предполагает использование методов и методик, применяемых в смежных отраслях знания — медицине, психологии, социологии. Однако использование заимствованных методик не носит характера постановки медицинского или психологического диагноза личности.

Задача социального педагога — выявить признаки отклонений социального, психического или физиологического отклонения у подопечного для того чтобы более эффективно наладить с ним обратную связь и помочь
решить возникшие проблемы.

Интересно
Так, использование медицинского диагностического инструментария позволяет выявить специфические признаки, например, аддиктивного поведения (алкоголизма, наркомании) или невроза, шизофрении. Выявление социальным педагогом подобных признаков помогает определить степень их выраженности, а значит, и их влияния на формирование личности подопечного.

Психологические тесты и опросники при работе с детьми и подростками способствуют выявлению у них иных факторов риска, таких, например, как агрессивность и жестокость (особенно в младшем школьном возрасте), инфантильность, крайняя зависимость от ситуации, склонность к уходу от трудностей, слабоволие, отсутствие самоконтроля и саморегулции (в подростково-юношеском возрасте)

Соответственно, специалисту придется предпринять меры по корректировке ценностных установок, формирования личности человека.

Социологические методы и методики исследования позволяют уточнить микросредовые факторы и риски развития личности обследуемого, наметить цели взаимодействия, как с подопечным, так и с его ближайшим
окружением (семьей, друзьями).

Во всей своей совокупности социально-педагогическая диагностика представляет собой специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-педагогических, экологических и социологических факторов с целью повышения эффективности педагогического воздействия. Она
направлена на результаты формирования личности воспитанника, поиск причин этих результатов и характеристику целостного педагогического процесса.

Реализация диагностической функции предполагает опору на ряд принципов, к которым относятся:

  • принцип добровольного участия человека в обследовании;
  • принцип конфиденциальности и информированности клиента (означает неразглашение сведений о человеке третьим лицам с целью предотвращения попыток их использования против интереса клиента;
  • информирование обследуемого о характере и объеме работы с ним, о возможных специфических условиях выполняемой работы, например, обращение к неприятному эмоциональному опыту человека; участие третьих
    лиц в процедуре исследования возможно только с согласия клиента;
  • знакомство обследуемого с результатами диагностики в педагогических целях);
  • принцип компетентности (социальный педагог должен осознавать уровень своей компетентности при отборе методик изучения личности и возможности обработки результатов их применения и интерпретации полученных данных);
  • принцип педагогической целесообразности (изучение личности подопечного является не самоцелью деятельности социального педагога, а средством управления развитием личности в процессе социальной адаптации);
  • принцип объективности (социальный педагог, исследуя личность, не должен интерпретировать результаты исследования, опираясь на субъективные мнения или искажая действительность в чьих-либо интересах);
  • принцип благополучия клиента (социальный педагог должен руководствоваться девизом «Не навреди» и применять методики и технологии, не наносящие ущерб интересам, достоинству, правам изучаемой личности, поддерживать доброжелательную атмосферу в процессе работы с клиентом, а также реализовать безоценочное отношение к обследуемому);
  • принцип прогностичности (диагностика личности состоит не в том, чтобы сделать заключение о тенденциях развития той или иной стороны подопечного, но в том, чтобы предвидеть возможные управленческие решения, направленные на поддержку, развитие положительных, торможение, блокировку, трансформацию нежелательных тенденций в личности;
  • принцип целостности (учет поведения человека во взаимосвязи с его личностными качествами и конкретными условиями).

В качестве предмета социально-педагогической диагностики личности (ребенка, взрослого) могут выступать:

  • специфические социальные качества, которые могут привести к социальной дезадаптации личности, педагогической запущенности и делинквентному поведению человека (степень сознательности, дисциплинированности, наличие чувства коллективизма, уровень сформированности умений реализации различных социальных ролей, акцентуация характера и прочее);
  • коммуникативные способности личности, а также навыки и умения установления и поддержания социальных контактов, умения слушать и слышать собеседника;
  • социальные установки и позиции обследуемого (в том числе ценностные ориентации личности, отношение к миру, уровень притязаний, самооценка, локус-контроль, наличие жизненных планов);
  • особенности социального статуса личности в коллективе;
  • психическое самочувствие личности в микросоциуме (например, уровень тревожности, уровень агрессивности, уровень конфликтности, фрустрации, ощущение социальной изоляции, депрессии и т. д.);
  • особенности развития когнитивных процессов, которые способствуют или могут способствовать формированию у обследуемого человека трудностей в обучении (в том числе через определение умственной работоспособности, темпа умственной деятельности, сферы и полноты интересов личности);
  • зависимость личности от микросоциума (инфантилизм, сформированность волевой сферы личности: умение принимать решение и преодолевать трудности, самостоятельность);
  • отношение к труду и уровень вовлечения личности в трудовую деятельность, наличие у него общетрудовых и специальных навыков и умений, уровень их сформированности, наличие профессиональных намерений, уровень развития творческих способностей;
  • внешняя культура личности (аккуратность, культура речи, основные способы самореализации личности);
  • наличие признаков аддиктивного поведения (вредных привычек);
  • опыт поведения и деятельности личности (основной репертуар
    жизненных впечатлений; разнообразие практических умений и навыков;
  • умение использовать знания на практике; опыт преодоления трудностей и т. д.);
  • мотивы деятельности и поведения личности;
  • преобладающие потребности.

Методика изучения личности зависит от категории лиц, с которыми имеет дело социальный педагог.

Предмет диагностики зависит также от того, где она проводится (имеется в виду социальный институт или его конкретное подразделение) и от цели диагностики (экспресс-диагностика или полное обследование личности).

Так, например, диагностика личности в образовательной организации может отличаться от диагностики, проводимой социальным педагогом в учреждениях социальной защиты (в социальном приюте для детей, территориальном центре помощи семье и детям или центре психолого-педагогической помощи населению либо реабилитационном центре для лиц, страдающих психическими расстройствами).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)