Методика диагностики личности
Диагностика личности в работе социального педагога занимает одно из ведущих позиций, так как по результатам этого вида деятельности осуществляется общее планирование работы с подопечным.
Задача социального педагога — выявить признаки отклонений социального, психического или физиологического отклонения у подопечного для того чтобы более эффективно наладить с ним обратную связь и помочь
решить возникшие проблемы.
Психологические тесты и опросники при работе с детьми и подростками способствуют выявлению у них иных факторов риска, таких, например, как агрессивность и жестокость (особенно в младшем школьном возрасте), инфантильность, крайняя зависимость от ситуации, склонность к уходу от трудностей, слабоволие, отсутствие самоконтроля и саморегулции (в подростково-юношеском возрасте)
Соответственно, специалисту придется предпринять меры по корректировке ценностных установок, формирования личности человека.
Во всей своей совокупности социально-педагогическая диагностика представляет собой специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-педагогических, экологических и социологических факторов с целью повышения эффективности педагогического воздействия. Она
направлена на результаты формирования личности воспитанника, поиск причин этих результатов и характеристику целостного педагогического процесса.
Реализация диагностической функции предполагает опору на ряд принципов, к которым относятся:
- принцип добровольного участия человека в обследовании;
- принцип конфиденциальности и информированности клиента (означает неразглашение сведений о человеке третьим лицам с целью предотвращения попыток их использования против интереса клиента;
- информирование обследуемого о характере и объеме работы с ним, о возможных специфических условиях выполняемой работы, например, обращение к неприятному эмоциональному опыту человека; участие третьих
лиц в процедуре исследования возможно только с согласия клиента; - знакомство обследуемого с результатами диагностики в педагогических целях);
- принцип компетентности (социальный педагог должен осознавать уровень своей компетентности при отборе методик изучения личности и возможности обработки результатов их применения и интерпретации полученных данных);
- принцип педагогической целесообразности (изучение личности подопечного является не самоцелью деятельности социального педагога, а средством управления развитием личности в процессе социальной адаптации);
- принцип объективности (социальный педагог, исследуя личность, не должен интерпретировать результаты исследования, опираясь на субъективные мнения или искажая действительность в чьих-либо интересах);
- принцип благополучия клиента (социальный педагог должен руководствоваться девизом «Не навреди» и применять методики и технологии, не наносящие ущерб интересам, достоинству, правам изучаемой личности, поддерживать доброжелательную атмосферу в процессе работы с клиентом, а также реализовать безоценочное отношение к обследуемому);
- принцип прогностичности (диагностика личности состоит не в том, чтобы сделать заключение о тенденциях развития той или иной стороны подопечного, но в том, чтобы предвидеть возможные управленческие решения, направленные на поддержку, развитие положительных, торможение, блокировку, трансформацию нежелательных тенденций в личности;
- принцип целостности (учет поведения человека во взаимосвязи с его личностными качествами и конкретными условиями).
В качестве предмета социально-педагогической диагностики личности (ребенка, взрослого) могут выступать:
- специфические социальные качества, которые могут привести к социальной дезадаптации личности, педагогической запущенности и делинквентному поведению человека (степень сознательности, дисциплинированности, наличие чувства коллективизма, уровень сформированности умений реализации различных социальных ролей, акцентуация характера и прочее);
- коммуникативные способности личности, а также навыки и умения установления и поддержания социальных контактов, умения слушать и слышать собеседника;
- социальные установки и позиции обследуемого (в том числе ценностные ориентации личности, отношение к миру, уровень притязаний, самооценка, локус-контроль, наличие жизненных планов);
- особенности социального статуса личности в коллективе;
- психическое самочувствие личности в микросоциуме (например, уровень тревожности, уровень агрессивности, уровень конфликтности, фрустрации, ощущение социальной изоляции, депрессии и т. д.);
- особенности развития когнитивных процессов, которые способствуют или могут способствовать формированию у обследуемого человека трудностей в обучении (в том числе через определение умственной работоспособности, темпа умственной деятельности, сферы и полноты интересов личности);
- зависимость личности от микросоциума (инфантилизм, сформированность волевой сферы личности: умение принимать решение и преодолевать трудности, самостоятельность);
- отношение к труду и уровень вовлечения личности в трудовую деятельность, наличие у него общетрудовых и специальных навыков и умений, уровень их сформированности, наличие профессиональных намерений, уровень развития творческих способностей;
- внешняя культура личности (аккуратность, культура речи, основные способы самореализации личности);
- наличие признаков аддиктивного поведения (вредных привычек);
- опыт поведения и деятельности личности (основной репертуар
жизненных впечатлений; разнообразие практических умений и навыков; - умение использовать знания на практике; опыт преодоления трудностей и т. д.);
- мотивы деятельности и поведения личности;
- преобладающие потребности.
Методика изучения личности зависит от категории лиц, с которыми имеет дело социальный педагог.
Так, например, диагностика личности в образовательной организации может отличаться от диагностики, проводимой социальным педагогом в учреждениях социальной защиты (в социальном приюте для детей, территориальном центре помощи семье и детям или центре психолого-педагогической помощи населению либо реабилитационном центре для лиц, страдающих психическими расстройствами).
- Методика социально-педагогической экспертизы
- Технология социального посредничества
- Методики организации досуговой деятельности
- Методика и технология работы социального педагога
- Технология целевого программирования
- Методика организации социально-педагогического комплекса
- Методика диагностики микросреды
- Методика диагностики семьи
- Социальный педагог в учреждениях пенитенциарной системы
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу