Методики организации досуговой деятельности

В рамках организации досуговой деятельности особый интерес для социального педагога представляет технология уличной работы. Данная технология направлена на организацию свободного времени безнадзорных и беспризорных детей.

В отечественной практике для реализации указанной технологии создается служба «Ребенок на улице». Работая с детьми группы риска, задачей социального педагога становится перевод детей улиц в реабилитационное предметное пространство.

Основным способом осуществления задачи является установка доверительных контактов с ребенком, стимулирование в нем желания к ресоциализации.

Технология уличной работы осуществляется по нескольким направлениям.

Мониторинг территории района с целью:

  • получения информации о социальной его структуре (наличие семей, относящихся к категории неблагополучных, типы таких семей, уточнение численности детско-подросткового населения района, наличие молодежной субкультуры, количество несовершеннолетних, стоящих на специальном учете, перечень несовершеннолетних, склонных к побегам из семьи и другим асоциальным типам поведения, и т. п.);
  • выявления случаев нарушения прав несовершеннолетних и информирования о них соответствующих органов;
  • выявления появления новых несовершеннолетних на улицах района и оказания им экстренной социально-педагогической и психолого-педагогической, медицинской помощи;
  • реализации коррекционных мер по изменению мотивационной сферы неблагополучных детей, инициализации у них интереса к исправлению своих поведенческих навыков, осознания ими смысла социально приемлемого поведения и формирования перспективных линий их жизненного развития.

Уточнение предметно-пространственной среды района и поиск способов ее реабилитации.

Формирование социально-педагогического комплекса района как модели социально-педагогической деятельности основных объектов предметно-пространственной среды.

Социальный педагог в этом случае выполняет функции инициатора по созданию комплекса, координатора действий и выработки согласованных действий по работе с «детьми улиц».

Разработка конкретных реабилитационных программ для несовершеннолетних группы риска, в том числе с использованием технологии целевого программирования.

Реализация разработанных реабилитационных программ в рамках непосредственного контакта с «детьми улицы» на постоянной основе и выполнения посреднических функций между детьми и воспитательной предметно-пространственной средой.

Реализация технологии работы с «уличными» детьми осуществляется с соблюдением следующих принципов:

  • принцип соблюдения интересов несовершеннолетнего;
  • принцип добровольности участия в работе с социальным педагогом и другими участниками воспитательного предметного пространства;
  • принцип принятия ценностей другого человека;
  • принцип доверия;
  • принцип открытости;
  • принцип единой команды.

Эффективность применения технологии зависит от следующих факторов:

  • основная работа с детьми должна проходить в вечернее время, так как в этом случае в поле зрения работников попадает наибольшее количество детей группы риска;
  • уличную работу лучше осуществлять парой специалистов («парень — девушка»), это позволяет минимизировать риски неадекватного отношения неблагополучных детей и подростков к социальному педагогу, с другой стороны — возможность установления доверительных отношений с детьми (учитывается их гендерная особенность);
  • деление территории района на отдельные участки и закрепление за каждым из них пары специалистов (это позволяет им легко ориентироваться на местности, знать детско-подростковый контингент участка, их характеристики и наиболее оптимальные методы и формы организации взаимодействия специалистов с целевой группой лиц);
  • включение в работу специалистов волонтеров и создание сети информаторов (в том числе из самих «уличных» детей или детей, посту-пивших в социальные приюты, детские дома и т. д.) для повышения оперативности работы;
  • наличие тесных контактов с образовательными, социальными учреждениями и правоохранительными органами, взрослым населением района с целью получения постоянных сведений об изменениях в социальной структуре несовершеннолетнего населения района;
  • наиболее действенными формами осуществления поиска детей группы риска на участках могут быть рейды, обходы, распространение листовок с просьбой сообщить о детях, нуждающихся в помощи, по определенному телефону.

Кроме этого, организация сотрудничества досуговых организаций с органами социальной защиты и правоохранительными органами при реализации традиционных форм коррекционных мероприятий (походы, спортивно-культурные мероприятия, флешмобы и т. п.), так как параллельно могут выполняться меры по защите прав ребенка, его устройства в секции/кружки, консультации со специалистами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)