Методика организации социально-педагогического комплекса

Под социально-педагогическим комплексом (далее — СПК) принято понимать структурно упорядоченную разветвленную сеть воспитательно-образовательных учреждений, социально-психологических служб, служб помощи семье и детству, направленную на социальную защиту и осуществление прав каждого своего члена в творческой самореализации,
успешном физическом, психическом и социальном развитии личности.

СПК на данном этапе — это объединение школы с какими-либо социальными объектами (производственными, другими образовательными организациями или службами социальной защиты населения, организациями в сфере культуры и спорта) с целью повышения эффективности образовательного процесса.

Данный комплекс обладает такими характеристиками, как:

  • относительная автономия со своей социально-культурной атмосферой, психологическим воспитательным климатов в педагогическом коллективе, среди детей и родителей;
  • системность и целостность;
  • обратная связь коллективов, входящих в структуру СПК.

СПК могут быть организованы по следующим основаниям:

  • СПК школьного уровня;
  • СПК межведомственного уровня;
  • СПК территориального типа;
  • СПК проблемно-ориентированного типа;
  • СПК широкого профиля;
  • СПК, ориентированного на отдельные категории обслуживаемых.

СПК, организованные по данному принципу, рассчитаны на:

  • обеспечение необходимых условий социального воспитания по
    месту проживания детей;
  • проведение ранней диагностики, коррекции и реабилитации детей и подростков;
  • оказание оперативной социальной помощи нуждающимся;
  • координацию усилий в работе с семьей и в микросоциуме;
  • социально-педагогическую поддержку детей и семей со специфическими нуждами.

Иной подход к организации СПК — создание систем профильных служб внутри организаций, отвечающих на вызовы (проблемы свойственные организациям). Пример таких СПК — медико-психолого-педагогическая семейная служба; служба культурного досуга и педагогической анимации; служба правовой и экономической защиты личности и семьи; служба профессиональной ориентации и социальной адаптации; служба социальной профилактики и т. п.

Методика организации СПК может быть сведена к следующему алгоритму действий:

  • на основании диагностики микросреды и полученного паспорта социальной инфраструктуры микрорайона определяются наиболее востребованные объекты социально-педагогического воздействия и направления
    социально-педагогической деятельности;
  • осуществляется уточнение организаций, чьи ресурсы могут быть необходимы для реализации приоритетных направлений социально-педагогической работы в микрорайоне;
  • осуществляется выбор способов объединения (создание профильных служб или территориальный принцип объединения);
  • уточняется общая цель функционирования СПК (развитие способностей и возможностей личности или коррекция личности / организация психолого-педагогического и (или) медико-социального сопровождения детей);
  • определяются задачи функционирования СПК с учетом социокультурного, практико- и личностно-ориентированного подходов к работе с личностью;
  • выбирается наиболее оптимальная модель СПК и уточняется роль в ней школы:
  • школа — координатор воспитательной деятельности социальных институтов;
  • содружество школы и производства;
  • комплекс социально-педагогической поддержки ребенка;
  • СПК как специально спроектированная среда;
  • определяются принципы взаимодействия организаций, входящих в СПК;
  • уточняется сфера ответственности организаций, входящих в СПК;
  • внутри каждого подразделения СПК производится отбор методов (развивающих), технологий (обучение в сотрудничестве, развитие критического мышления и др.), организационных форм работы с детьми (открытая, дифференцированная, классно-урочная + клубная, индивидуальная + групповая, массовая и т. п.) и форм взаимодействия (система малых групп + «консультант» + «репетитор» + «посредник» и т. д.).

Кроме этого, уточняются преобладающие средства воздействия (комплексные: вербальные + действенно-практические + программные + PR-средства или отдельные их сочетания) и уточняется система мониторинга эффективности функционирования СПК.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)