Методика диагностики семьи

Семья как малая группа людей, объединенная кровным родством, совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу, оказывает фундаментальное влияние на становление психики подрастающего поколения, его личностной картины мира, стереотипов поведения и взаимосвязи с внешним миром.

Поскольку большая часть повседневной жизни человека проходит в семейном кругу, то данный социальный институт занимает особое место в профессиональной деятельности социального педагога. Особенности семейного воспитания откладывают отпечаток как на личность ребенка в целом в виде фиксированных установок по отношению к себе, к окружающим людям, вещам.

Опыт, приобретаемый ребенком в рамках первичной социализации, в дальнейшем формирует поведенческие стереотипы и социально-психологические механизмы организации и реализации взаимодействия с социумом. Семейное воспитание закладывает основы бытового самообслуживания, мотивации учения, отношения к собственному здоровью и здоровью своих близких.

Выполняя свои функции (в данном случае нас интересует воспитательная, экономическая, хозяйственно-бытовая, досуговая, психотерапевтическая, социализирующая, социально-статусная), семья может характеризоваться как благополучная (нормальная) или как неблагополучная.

Под благополучной семьей чаще всего понимают такую семью, в которой, с одной стороны, присутствует необходимый уровень благосостояния, который способствует формированию чувства социальной и психологической защиты у всех ее членов, с другой — родители как основа семьи создают условия для социализации детей с целью достижения ими психологической, физической и социальной зрелости.

В своей работе социальный педагог сталкивается чаще всего с неблагополучными семьями. Это семьи, в которых одна или несколько функций выполняются ненадлежащим образом, что приводит к снижению социального статуса семьи, ее адаптивных способностей, данные семьи характеризуются проблемами в реализации семейного воспитания ребенка, его малой эффективности.

Диагностика семьи является важным звеном социально-педагогической деятельности, так как она помогает:

  • установить наиболее типичные проблемные зоны в ее функционировании;
  • выявить те нарушения, которые приводят к возникновению и хронификации нервно-психического расстройства у одного или нескольких ее членов (по Э. Г. Эйдемиллеру, В. В. Юстицкису);
  • выявить психологические особенности семьи и ее членов, которые оказывают влияние на психолого- и коррекционно-педагогическую деятельность социального педагога по отношению к несовершеннолетнему ребенку.

Изучение семьи может осуществляться на трех уровнях:

  • на эмпирическом уровне — в виде констатации явных особенностей/симптомов неблагополучия в семье (применяется для уточнения влияния семьи на поведение ребенка и определения дальнейших диагностических задач социального педагога, как в отношении ребенка, так и членов его семьи);
  • на этиологическом уровне (более детальное изучение деятельности семьи, внутрисемейных отношений с целью выявления причин имеющихся проблем);
  • на типологическом уровне (уточнение места и значения выявленных характеристик в общей картине психической жизни подопечного).

Таким образом, цель диагностики семьи — построение программы оказания на нее социально-психологического воздействия для нормализации ее функций и коррекции отклонений в психике и поведении ребенка.

Диагностика осуществляется по нескольким направлениям:

  • брачная подсистема (муж — жена): цель — определение микроклимата семьи, стереотипов полоролевых взаимоотношений и их влияния на становление ролевой и статусной идентификации ребенка в будущем;
  • родительская подсистема (мать — отец): цель — определение особенностей взаимодействия родитель-ребенок (нормы взаимоотношений мать-ребенок, отец-ребенок, типичный стиль родительского отношения, уровень применения дисциплинарных техник, предпочтение техник эмоционального пренебрежения);
  • подсистема «родители — деты»: цель — уточнить стили взаимодействия родителей и детей: границы власти, свободы и ответственности, наличие нарушений эмоциональной связи и интеракции во взаимоотношениях, уровень коммуникации, наличие социальных навыков / семейных традиций и ритуалов;
  • подсистема «братья — сестры»: цель — выявить особенности отношения детей друг к другу, особенности исполнения социальной роли каждым ребенком, разделения и выполнения обязанностей между братьями и сестрами;
  • подсистема «семья — ближайшие родственники»: цель — выявление особенностей взаимодействия «родители — родители (бабушки и дедушки)», «родители — другие родственники», «дети — ближайшие родственники» и уточнение их роли на других членов семьи и построение социальных контактов с внешним миром.

В отличие от психотерапевтического изучения семьи, социальный педагог осуществляет социально-педагогический мониторинг семьи. Под указанным мониторингом понимается научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о протекающих в семье процессах и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Проведение мониторинга должно опираться на следующие принципы:

  • принцип безоценочности;
  • принцип единства диагностики и социально-психологической помощи (диагностика нацелена не только на констатацию особенностей семьи, но и на стимулирование его членов к самоизменению, выявлению конкретных форм помощи семье и периодической оценке изменений, происходящих в семье);
  • принцип максимальной приближенности диагностики к естественным жизненным условиям;
  • принцип экономичности и компактности (достаточности избранных диагностических процедур для осуществления цели диагностики);
  • принцип направленности диагностической работы (диагностика призвана выявить ресурсы роста и взаимопомощи в семье).

Реализация диагностики семьи проходит с соблюдением следующих стадий:

  • постановка цели и задач диагностики;
  • уточнение нормы состояния объекта исследования;
  • отбор диагностического инструментария к исследуемым аспектам жизнедеятельности семьи;
  • проведение диагностических процедур;
  • статистическая и качественная обработка результатов диагностики;
  • определение задач дальнейшего взаимодействия с семьей, стратегических и тактических целей взаимодействия;
  • организация обратной связи с семьей, обсуждение путей изменения внутрисемейных отношений, принципов и методов воспитания детей и т. п.;
  • определение результативности обратной связи с членами семьи.

Результат диагностирования чаще всего представляется социальным педагогом в виде социальной карты семьи или социально-педагогического паспорта семьи. В отличие от карты социальный паспорт не требует постоянного обновления информации, потому что вся оперативная информация накапливается в приложениях к паспорту.

Выбор методики зависит от того, является ли семья типично неблагополучной либо ее можно причислить к нормальной семье, в которой ребенок в силу своих психологических и психопатологических особенностей приводит семейные отношения к дестабилизации.

Во втором случае может быть предложена такая дополнительная методика работы с семьей, как метод написания родителями (отцом, матерью) мини-сочинения «Мой ребенок».

Изучая эти сочинения, социальный педагог сравнивает данные родителей о детях с собственными наблюдениями за ребенком.

Полученные сведения отражают, насколько родители объективно оценивают позитивные и отрицательные стороны личности своего ребенка, насколько хорошо они сферу его интересов, любимые занятия, способности. Этот метод позволит уточнить методы и формы семейного воспитания и сформулировать рекомендации по корректировке воспитательных воздействий на ребенка.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)