Методика социально-педагогической деятельности

Необходимость принятия решения заставляет специалиста избирать либо конкретную методику работы, либо технологию.

Методика предполагает выбор наиболее оптимальных групп методов работы. Именно поэтому она часто трактуется как совокупность методов, приемов и средств целесообразного проведения какой-либо работы.

Метод является стержневым понятием методики и означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату.

В зависимости от того, о какой области деятельности педагога идет речь, метод может разъясняться по-разному. Так, с точки зрения дидактики (организации и реализации процесса обучения) метод — это способы совместной деятельности учителя и обучающихся, направленные на решение задач обучения.

В теории и методике воспитания различают методы воспитания и методы педагогического воздействия. При этом под методами воспитания понимается модель организации деятельности педагога и ребенка, конструируемой с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе.

Данные методы выполняют функцию стратегического плана.

Методам воспитательного воздействия отводится роль тактического характера. Они указывают на то, что методы педагогического воздействия — это способы воздействия на личность с целью выявления, корректировки ее отношения к окружающей действительности или же инициации отношения человека к действительности посредством ее осмысления, выполнения действий и эмоционального проживания (оценивания) получаемого опыта.

В соответствии с этим подходом к пониманию сущности методики деятельности воспитателя она должна включать некую модель организации совместной деятельности воспитателя и воспитанника с целью формирования у него определенных личностных качеств, навыков поведения и отношения к окружающему миру, которые являются приемлемыми для общества, в котором личность живет и действует.

Данная модель реализуется через систему методов педагогического воздействия на воспитанника, направленных на:

  • формирование/актуализацию его ценностной мотивации (Для кого или ради чего я это делаю?);
  • осмысление им ценностных отношений (Что чувствовал? Что понравилось? Что обнаружил? Что открыл для себя?);
  • определение взаимосвязи проживаемого отрезка жизни личностью с последующими ее жизненными перспективами (Что теперь в моей жизни изменится? Что я попробую изменить сам?);
  • осмысление воспитанником социального результата деятельности (Что это дает другим?);
  • рефлексию полученного опыта деятельности (Как я себя чувствовал? Как я работал?).

Таким образом, методика работы ближе к разработке стратегии и тактики взаимодействия социального педагога с клиентом, в котором предвосхищается результат данного взаимодействия с позиции изменения ценностного отношения клиента к себе, происходящим в его жизни событиям, другим людям. При этом стратегическое планирование предполагает отбор наиболее оптимальных способов достижения цели совместной деятельности (группы или групп методов), выделяются наиболее рациональные способы оказания педагогического воздействия на подопечного.

Интересно
Во главу угла ставятся задачи эмоционального, ценностного переосмысления поведения и отношения клиента к жизни, проблемам, возникшим на его пути, а также задачи формирования новых навыков и умений поведения, решения проблемных ситуаций клиентом. Иными словами, методика работы воспитателя / социального педагога направлена на инициацию механизмов самоизменения/самовоспитания личности, с которой педагог работает, поддерживая и сопровождая его в процессе самоосмысления, самоизучения, самокоррекции.

Избирая группы методов работы с подопечным, социальный педагог распределяет их по степени первоочередности и совместимости их применения, т. е. составляет «дерево методов». По отношению друг к другу эти методы будут именоваться доминирующими и сопутствующими, при этом чаще всего вторые будут именоваться методическими приемами.

Например, для того чтобы заставить человека понять ошибочность своих представлений, мы будем использовать группу методов формирования сознания, а именно — метод убеждения. Убеждая, педагог, несомненно, будет прибегать не только к аргументации своих доводов, но и к иллюстрации своих аргументов фактами, наглядными жизненными примерами, внушением, разъяснением, анализом ситуации.

С точки зрения методики метод убеждения будет приоритетным методом, а методы иллюстрации, примеры из жизни и т.д. — сопутствующими методами или методическими приемами (психологически правомерными и педагогически ориентированными способами кратковременных действий педагога и адекватных им действий подопечного, которые обеспечивают достижение поставленных целей взаимодействия целей).

Методика работы предполагает не только планирование деятельности социального педагога на основных этапах его взаимодействия с подопечным, но и уточнение материальных и нематериальных средств, которые могут быть использованы для усиления педагогического воздействия на личность.

На основании представленных рассуждений уточним, что же будем понимать под методикой социально-педагогической деятельности. Это совокупность методов деятельности социального педагога и форм организации социального воспитания, направленных на решение проблем клиента. Данная совокупность включает достаточно большой набор групп методов, которые имеют свою целевую направленность и частные методы реализации.

Таким образом, методика социально-педагогической деятельности раскрывается в виде трех составляющих:

  • методика определяет цель взаимодействия (реализации социально-педагогической деятельности);
  • позволяет определить способы решения проблемы подопечного;
  • регламентирует характер взаимоотношений социального педагога с подопечным.

Методика работы социального педагога имеет несколько форм организации и реализации: индивидуальную, групповую социально-педагогическую работу и работу в микросоциуме. Сочетание методов и форм работы зависит от индивидуальных особенностей клиентов, силы влияния средовых факторов, психологического состояния подопечных и их готовности идти на контакт.

В связи с этим эффективность применяемой методики зависит от того:

  • насколько компетентен сам социальный педагог (наличие у него опыта работы и успешной реализации социально-педагогической деятельности), от его личностных и деловых качеств, психических особенностей;
  • насколько открыт клиент к работе с социальным педагогом, насколько он ему доверяет и понимает суть сложившейся у него сложной жизненной ситуации.

Перечисленные особенности взаимодействия указанных субъектов социально-педагогической деятельности приводят к тому, что методика не может рассматриваться в качестве жестко регламентированных этапов деятельности, она характеризуется вариабельностью, сменой приоритетных и сопутствующих методов работы, включением или исключением иных технологий (или их элементов) в процесс решения проблем подопечного.

Из этого следует, что методика социально-педагогической деятельности является более широким понятием, чем технология социально-педагогической деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)