Компоненты социально-педагогической деятельности
Социальная поддержка осуществляется педагогическими средствами. Соответственно, можно говорить, что социально-педагогическая деятельность является процессом, и в первую очередь — педагогическим процессом.
Цели социально-педагогической деятельности. Они могут быть общими (их иногда именуют стратегическими) и частными или тактическими целями, подчиненными стратегической цели (чаще всего они представлены задачами, так как они предлагают поэтапную реализацию общей цели).
Приведем пример. Так, стратегическая цель социально-педагогической деятельности может быть обозначена следующим образом: создать условия для более успешной адаптации человека к обществу, которая приведет его к развитию и самоизменению, в том числе посредством разрешения имеющейся у человека проблемы, ставшей причиной организации и реализации социально-педагогической деятельности в целом. Осуществление поставленной цели возможно только поэтапно (через уточнение конкретных шагов).
Такими шагами (тактическими целями или задачами) могут стать следующие действия:
- изучить факторы, влияющие на человека и приведшие к проблемной ситуации / приводящие к периодическому возникновению проблемных ситуаций (в силу влияний социума или отклонения поведения человека под влиянием среды) в жизни конкретного объекта его профессиональной деятельности;
- выявить сущность изменений, происходящих в индивиде и самом социуме в конкретных условиях социализации личности;
- уточнить возможность минимизации негативных факторов;
- определить круг сопутствующих субъектов социально-педагогической деятельности, которые помогут разрешить имеющуюся жизненную проблему объекта социально-педагогической деятельности;
- определить программу работы с объектом социально-педагогической деятельности, уточнив, что будет эталоном успешной ее реализации;
- активизировать объект деятельности посредством совместного с объектом социально-педагогической деятельности планирования вариантов разрешения проблем нуждающегося;
- создать систему социальной помощи развитию и саморазвитию личности, что обеспечивает условия наибольшего благоприятствования, психологического комфорта и т. п.
Субъекты и объекты социально-педагогической деятельности. Существует тесная взаимосвязь между целями работы и данным компонентом социально-педагогического процесса. Следует помнить, что цель социально-педагогической деятельности предполагает наличие активного субъекта этой деятельности, который последовательно и планомерно реализует цели в конкретных мероприятиях, направленных на объект деятельности.
Содержание социально-педагогического процесса. Данный компонент представлен социально ориентированными знаниями, навыками, умениями объекта деятельности, конкретизацией опыта взаимодействия личности с обществом, опытом эмоционально-ценностных отношений и т. д. На основании уточненного содержания моделируется система работы с конкретным человеком или группой лиц.
Приведенные компоненты структуры социально-педагогической деятельности в процессуальном плане реализуются в виде взаимосвязанных этапов.
На первом этапе осуществляется целеполагание. Оно реализуется, как правило, в следующей цепочке действий социального педагога: определение нужд и потребностей объекта деятельности социального педагога — формулирование стратегической цели — выдвижение и обоснование тактических целей — уточнение результативности деятельности социального педагога на каждом этапе реализации тактических целей/задач.
На втором этапе происходит моделирование предстоящей социально-педагогической деятельности педагогом. Это означает, что социальный педагог продумывает цепочку действий посредством ответов на поставленные самому себе вопросы.
На третьем этапе к каждому отрезку работы подбирается методический арсенал, помогающий социальному педагогу реализовать смоделированную систему профессиональных действий.
Это значит, что социальный педагог выбирает:
- ведущие и альтернативные формы организации совместной работы с объектом (индивидуальную, групповую, массовую);
- ведущий метод взаимодействия и педагогического влияния на объект деятельности (например, выбирает в качестве основных методов группу методов формирования сознания, а сопутствующих — методы стимулирования);
- методику работы или технологию работы с объектом на каждом этапе социально-педагогической деятельности.
На четвертом этапе все, что ранее было смоделировано, социальный педагог применяет на практике с организацией обратной связи от объекта его профессионального труда и корректировкой модели/программы собственной работы с человеком (т. е. решение оперативных задач, которые возникли по ходу реализации программных действий).
На пятом этапе социальный педагог осуществляет анализ проделанной работы, уточняет степень ее эффективности, вносит коррективы.
Таким образом, социально-педагогическая деятельность как процесс имеет как линейный, так и цикличный характер. Линейность проявляется в последовательности реализации этапов деятельности, цикличность — в постоянном возвращении педагога к началу работы — к целеполаганию.
- Методика социально-педагогической экспертизы
- Технология социального посредничества
- Методики организации досуговой деятельности
- Методика и технология работы социального педагога
- Технология целевого программирования
- Методика организации социально-педагогического комплекса
- Методика диагностики микросреды
- Методика диагностики семьи
- Методика диагностики личности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу