Матрица BCG

Матрица Бостонской консалтинговой группы (BCG) — это инструмент анализа в целях определения базового ассортимента (портфеля заказов) продукции, суть которого составляют: относительная (относительно конкурентов) доля рынка и рост самого рынка.

Необходимо рассмотреть каждый продукт из всего ассортимента компании и поместить в какой-либо из квадрантов матрицы для получения схемы ожидания захвата рыночной доли.

При этом продукты или услуги компании дифференцируются по группам с точки зрения их инвестиционной привлекательности.

  1. «Звезда». Продукт или услуга в этой категории располагают высокой долей рынка, причем быстрорастущего.
  2. «Дойная корова». Продукт или услуга этой категории имеет высокую долю рынка зрелого, медленно растущего рынка. Это
    наиболее известные продукты или услуги компании, от которых высшее руководство не хочет отказываться.
  3. «Дикая кошка». Продукт или услуга этой категории обладают потенциальной возможностью выдвинуться в «звезды», поскольку находятся на быстрорастущем рынке, но им предстоит завоевать долю рынка. Они требуют неустанного внимания и заботы, так как даже при удаче в завоевании доли рынка сам рыночный рост может сократиться.
  4. «Собака». Продукт или услуга, находящиеся на рынке с низким (или нулевым) ростом, на котором компания располагает минимальной долей или эти продукты требуют больших дополнительных затрат. Компания должна избавляться от таких продуктов и переключать свои ресурсы на другие виды деятельности.

Бостонская матица не дает универсальных решений для всех ситуаций.

Ее основными недостатками являются:

  • матрица исходит из допущения, что чем выше прибыль, тем выше доля рынка. Это не всегда так;
  • другое допущение состоит в том, что в пределах одного предприятия бизнес-единицы должны работать в тесной кооперации, а как мы знаем, это далеко не всегда так;
  • основная проблема применения Бостонской матрицы заключается в том, что эта матрица приводит к сильному упрощению
    сложного процесса принятия решений. Применять ее надо крайне осторожно, так как на практике встречается большое количество ситуаций, когда рекомендации, вырабатываемые на основании Бостонской матрицы, неприемлемы.

В настоящее время данная методика анализа ассортиментного ряда применяется с помощью многофакторного кластерного анализа.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)