Матрица BCG как аналитический инструмент маркетинга

С помощью данного аналитического инструмента, используемого при стратегическом планировании, компания решает задачу оценки и классификации своих бизнес-единиц для формирования бизнес-портфеля.

Портфель бизнеса – это совокупность отдельных бизнесов-направлений, или, другими словами, стратегических бизнес единиц (СБЕ), которые существуют в рамках одной компании. В качестве СБЕ может быть отдельное подразделение компании, продуктовая линия, отдельный продукт или бренд.

Важнейшая задача любой компании, производящей товары или занимающейся определенным видом деятельности – сформировать оптимальный бизнес-портфель, максимально подчеркивающий преимущества компании и помогающий выявить наиболее привлекательные отрасли или рынки для дальнейшего развития.

В процессе портфельного анализа руководство предприятия оценивает каждый бизнес, входящий в состав компании. Основная цель – выявить, какие бизнес-направления поддерживать (инвестировать), а от каких стоит отказаться.

С этой целью компания распределяет свои СБЕ по четырем квадратам матрицы BCG, построенной в осях «Темпы роста рынка» и «Относительная доля рынка» (схематично матрица BCG представлена на рис. 4.2.3.

Матрица BCG как аналитический инструмент маркетинга

При построении матрицы BCG бизнес-единицы, входящие в состав компании, делятся на четыре вида:

  1. Звезды. Звезды – это быстроразвивающиеся, высокодоходный продукт или бизнес компании. Они приносят большую прибыль, но для финансирования их быстрого роста зачастую требуются большие инвестиции. Со временем их рост замедляется, и тогда они переходят в категорию «Дойные коровы».
  2. Дойные коровы. Как описано выше, в данную категорию попадают бывшие «Звезды», составляющие в итоге основной актив предприятия. «Дойные коровы» – это низкорастущий, но высокодоходный бизнес или продукт компании. Они, в отличие от «Звезд», нуждаются в меньших инвестициях для удержания позиций на рынке, тем самым финансируя компанию и давая возможность вкладывать высвободившиеся деньги в другие бизнес-единицы предприятия.
  3. Знаки вопроса. Сюда включают самые слабые бизнес-единицы компании. В данную категорию попадают те товары или услуги, которые требуют, как правило, больших инвестиций, но приносят слишком мало прибыли. Характерная черта подобных бизнес-единиц – низкая доля на быстрорастущем рынке. Именно поэтому основная задача менеджмента компании – решить, стоит ли в них инвестировать, чтобы превратить их в «Звезды», или же прекратить их финансирование и получить максимальную возможную прибыль, а впоследствии совсем избавиться от их.
  4. Собаки. Обычно бизнес или товар этой категории убыточен, занимает малую долю на низкорастущем рынке и нуждается в инвестициях для сохранения своих позиций в отрасли. Данная бизнес-единица может приносить стабильный доход, но не обещает слишком высокой прибыли. Чаще всего компании избавляются в будущем от таких бизнес-единиц либо минимизируют их присутствие в портфеле своего бизнеса.

Для того, чтобы принцип работы такого аналитического инструмента, как матрица BCG, стал еще более понятным, приведем пример её построения. Как отмечалось ранее, этот маркетинговый инструмент имеет матричный вид, а именно две оси, заключающие между собой четыре сектора.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)