Логистика снабжения

Функциональная логистика производственной корпорации во многом совпадает с функциональной логистикой производственного предприятия, вместе с тем можно выделить некоторые особенности, свойственные именно корпоративным структурам (таблица 4.1).

В большинстве случаев в корпоративных структурах выделяются 3 вида закупок:

  1. Капитальное оборудование – промышленное и офисное оборудование и инструменты, транспортное оборудование, мебель и стационарные конструкции и т.д. Затраты носят инвестиционный характер и осуществляются в рамках модернизации производства. Закупаются централизованно центральной (материнской) компанией. Чем сложнее оборудование, тем большее влияние на принятие решения о закупке имеют технические специалисты.
  2. Производственные материалы – сырье (продукция сельскохозяйственной и добывающей отрасли), полуфабрикаты и обработанные материалы (которые подвергались определенной обработке и получили добавленную стоимость), комплектующие и узлы (полностью законченные одним производителем продукты, которые могут использоваться как составные части более сложного продукта другим производителем. Итак, когда требуемые предметы снабжения на каждом предприятии в основном являются однородными, закупочная деятельность все больше демонстрирует тенденцию к полной централизации. В качестве примера этого рода можно назвать объединение кондитерских фабрик, имеющее несколько отдельных бизнес-единиц, каждая из которых в больших масштабах использует муку, сахар и т.д. В этом случае заказы размещаются централизованно, а доставки осуществляются по контрактам на основании требований отдельных структурных единиц. Когда корпорация является конгломератом, состоящим из ряда предприятий, каждое из которых производит широкий ассортимент различной продукции, снабжение может быть координированным и переданным для выполнения отдельным структурам. В этом случае закупки осуществляются на уровне каждого предприятия, так как применяемые материалы и компоненты являются специфичными и нужны только ему.
  3. Непроизводственные ресурсы (компьютерное оборудование и программное обеспечение, офисные принадлежности, научное оборудование, командировки и т.д.). Обычно осуществляется в оперативном режиме на каждом предприятии или структурном подразделении.

Универсальной схемы организации логистики снабжения корпораций не существует, она формируется руководством в соответствии с целями и задачами. Однако процесс управления закупками отражен в типовом алгоритме процесса управления закупками на предприятии.

Логистический бизнес-процесс определяет структуру и организацию материальных потоков предприятия на всех стадиях — от обеспечения сырьем до распределения готовой продукции (рис. 4.3.).

В общем случае процесс управления закупками может характеризоваться рядом факторов, среди которых наличием большого выбора товарно-вещественных ценностей, многообразие условий, значительность требуемых объемов финансовых средств, влияние на ход выполнения производства и реализации.

Процесс выбора поставщиков становится более трудным, когда материальные ресурсы закупаются на международных рынках.

Однако, несмотря на это, всё больше компаний приобретают сырые, компоненты или сборочные единицы у иностранных поставщиков – в основном из-за более низкой стоимости или из-за наличия у них необходимой им продукции. Конечно, когда компания работает с иностранными поставщиками, она должна хорошо разбираться в проблемах, возникающих при международном сорсинге.

Логистика снабжения

Международный сорсинг (international sourcing) – это создание международных каналов закупок, которые обеспечивают самые низкие общие затраты для корпорации, а не только самые низкие закупочные цены. Любая компания заинтересована в увеличении прибыли и снижении издержек.

Грамотно налаженный сорсинг материальных ресурсов, включающий контроль качества, выдерживание сроков поставок и постоянный поиск альтернативных поставщиков, является действенным средством увеличения доходности компании при снижении ее затрат.

Логистика снабжения

При закупках в других странах очень легко пропустить некоторые скрытые издержки. Покупатель должен сопоставить свои общие затраты с учетом доставки заказанной продукции как от национального, так и от иностранного поставщика.

Для этого рекомендуется воспользоваться следующим контрольным списком значимых факторов:

  • цена в рублях (если расценки приводятся в другой валюте);
  • размер комиссионных таможенным брокерам;
  • условия платежа и другие финансовые начисления (плата за аккредитив, плата за перевод документации на другой язык, разница из-за обменного курса);
  • уплата налогов в другой стране;
  • дополнительные затраты на содержание запасов и другие связанные с этим расходы;
  • дополнительные затраты на работу персонала и ведение документации;
  • устаревание продукции, ухудшение ее характеристик, порча, налоги, ущерб из-за повреждений или воровства, более продолжительное время доставки, административные расходы, затраты на командировки;
  • затраты на процедуры упаковывания, маркировку и контейнеры;
  • оплата услуг консультантов и инспекторов;
  • платежи за страхование морских перевозок;
  • плата за таможенную документацию;
  • импортные тарифы;
  • затраты на транспортировку.

Однако этот список не является исчерпывающим. В дополнение к приведенным в нем факторам, например, необходимо учитывать соблюдение исключительных прав на использование средств индивидуализации товаров и производителей.

Выгоды, полученные при правильном отборе и оценивании поставщиков, могут быть существенными. Экономия логистических издержек может выступить в качестве мощного финансового рычага и обеспечить существенное повышение прибыли. То же самое можно сказать и о видах закупочной деятельности, способных оказать положительное влияние на рентабельность компании.

Интересно
Одной из типичных задач в заготовительной логистике корпораций является выбор условий и времени оплаты. Здесь возможно несколько вариантов стратегий. Одна из них заключается в покупке материальных ресурсов к моменту их непосредственного потребления.

Альтернативной стратегией является покупка вперед (форвардная сделка). Покупая продукцию вперед (с отсрочкой поставки), фирма стремится застраховать себя от возможного повышения цен в будущем. Для страхования ценовых рисков (хеджирования) на биржевые товары (металл, зерно, нефть, др.) многие фирмы работают с фьючерсными контрактами и опционами.

Форвардные закупки целесообразны в случае, когда:

  • в результате экономичного объема заказа можно получить выгоды;
  • экономия, полученная от большого заказа в ожидании повышения цен будет больше, чем затраты на хранение значительных запасов;
  • таким образом, предотвращается остановка производства в результате неожиданных обстоятельств, например, забастовок или дефицита продукта;
  • возникает возможность запастись материалом на будущее, например, стальные конструкции выпускаются достаточно редко.

Форвардные закупки относятся к любому материалу или оборудованию. Специальный вид форвардной закупки называется фьючерсной сделкой.

Особенности фьючерсной сделки:

  1. Фьючерсные сделки всегда заключаются на признанных товарных биржах.
  2. Фьючерсные контракты имеют собственную терминологию.
  3. Фьючерсные биржи пользуются расчетными палатами, чтобы обеспечить выполнение фьючерсных контрактов.

Для совершения фьючерсных сделок необходимо соблюдение следующих условий:

  1. Товар можно складировать без порчи и повреждения в течение разумного времени.
  2. Товар можно классифицировать, чтобы представить его описание в контракте.
  3. Товар должен быть ходовым и как сырье, и как полуфабрикат.
  4. И производители, и потребители должны одобрить концепцию фьючерсной сделки.
  5. Должен существовать свободный рынок данного товара с массой игроков, что сделает невозможным для нескольких трейдеров контролировать рынок и таким образом препятствовать совершенной конкуренции.

Практический пример:

Участник фьючерсного рынка продал фьючерсный контракт на хлопок по цене 50 центов за фунт. Единица контракта 50 тыс. фунтов. Какова будет его прибыль (убыток), если в конце срока контракта цена на фьючерс составит 48,20 цента?

Решение:

В силу специфики фьючерсных контрактов, если в конце срока контракта цена на фьючерс уменьшается, то он получает прибыль.

50 центов х 50 000 фунтов = 2 500 000 центов = 25 000 долларов.

48,20 цента х 50 000 фунтов = 2 410 000 центов = 24 100 долларов.

Таким образом, прибыль участника составит:

25 000 – 24 100 = 900 долларов

Система отчетности по закупкам.

Каждая корпорация формирует свою систему отчетности по закупкам, но наиболее распространенными являются следующие группы показателей отчетности:

  1. Рыночные и экономические условия и цены:
    • тенденции движения цен на основные закупаемые материальные ресурсы и сравнение со средними затратами;
    • изменения в соотношении спроса и предложения на рынке основных закупаемых ресурсов.
  2. Изменения вложений в товарные запасы:
    • инвестиции в товарные запасы, классифицируемые по основным группам материальных ресурсов/готовой продукции;
    • дневные (декадные, ежемесячные) поставки и заказанный объем поставок по товарно-сырьевым группам;
    • отношение объема вложений в товарные запасы к объему продаж фирмы;
    • оборачиваемость основных видов закупаемых товаров;
    • общая площадь складов, используемых для хранения запасов.
  3. Закупочные операции и их эффективность:
    • сокращение издержек в результате изучения рынка и анализа данных;
    • допустимые уровни качества закупаемых материальных ресурсов/готовой продукции;
    • доля закупок, осуществляемых вовремя;
    • число ситуаций, когда нужной продукции не оказалось на складе, что повлекло за собой сбои в графике производства;
    • число полученных и обслуженных заявок;
    • число изменений, внесенных в заказы (учет по каждой причине внесения изменений);
    • производительность труда и загруженность работников;
    • транспортные издержки.
  4. Операции, влияющие на управление и финансовую деятельность:
    • сравнение фактических затрат по отдельным видам закупочной деятельности с предусмотренными бюджетом;
    • выгоды от полученных скидок и потери от упущенных продаж;
    • соглашения о закупках (классифицируются по типам действующих контрактов и в зависимости от ожидаемой даты поставки);
    • изменения, внесенные поставщиками в предоставленные скидки;
    • время доставки;
    • доля просроченных заказов;
    • доля случаев, когда задержка доставки повлекла ощутимое отсутствие материалов на складе;
    • число случаев остановки производства в результате задержек доставки материальных ресурсов;
    • цены, уплаченные за материальные ресурсы/готовую продукцию;
    • стандартные или прогнозируемые цены на основные материальные ресурсы;
    • индекс средних цен, уплаченных за материальные ресурсы/готовую продукцию по товарным группам;
    • изменения цен, произошедшие в результате переговоров, проведенного анализа, предложенные продавцом, произошедшие в результате улучшения упаковки и рационализации перевозки;
    • анализ форвардной закупочной деятельности.
  5. Надежность поставщика:
    • доля просроченных доставок и отказов;
    • доля некондиционных поставок;
    • доля заказов, вопреки договоренности доставленных не одной партией;
    • качество услуг транспортировки, предоставленных различными перевозчиками.

Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что универсальной схемы организации логистики снабжения корпораций не существует.

Руководство каждого холдинга ставит определенные цели и задачи перед своими службами снабжения, исходя из которых, и определяются методы работы. В рамках одного холдинга могут применяться не одна, а несколько схем организации снабжения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)