Корпорация: понятие и содержание
По мере развития экономических отношений совершенствуются организационные формы управления производственно-коммерческой деятельностью субъектов предпринимательства. Все более значимую роль в российской экономике играют корпорации и обусловленное ими корпоративное управление, что отвечает тенденции корпоратизации экономики.
Однако общепринятого понятия «корпорация» в мировой практике не существует. В разных странах термину «корпорация» придают разное значение и понимают его по-разному.
Например, термин «корпорация», используемый в американской правовой системе, соответствует понятию «компания» в европейской. В США, Канаде, Японии корпорации считаются основной формой предпринимательской деятельности.
В этих государствах под контролем корпоративных объединений находится более пятидесяти процентов производства промышленных товаров и торговой деятельности.
Первыми компаниями подобного типа становятся шотландская Aberdeen Haorbour Board (1136), шведская Stora Enso (1288), российско-английская Mocsovy Company (1555).
С 1612 г. английская торговая ОстИндская компания The Governor and Company of Merchants of London Trading into the East Indies стала постоянно действующей акционерной компанией с ограниченной ответственностью.
В этот же период появляется голландская торговая Ост-Индская компания Verenigde Oostindische Compagnie — акционерная компания с отделением собственности от управления и от непосредственного производства.
Современный вид корпорации принимают на рубеже XIX—XX вв., когда в массовом масштабе стал происходить процесс отделения права собственности от управления этой собственностью и возникает проблема корпоративного управления – комплекс мер, норм, традиций и правил, которые помогают акционерам контролировать деятельность руководства компании и распределять результаты подобной активности справедливым образом.В это же время происходит процесс интеграции промышленного и банковского капитала. Инвестирование капитала в производство приводит к его укрупнению, усилению конкурентоспособности, поглощению или объединению более мелких производств.
Отправной точкой в формировании корпоративной собственности в России в современном понимании считается первая государственная программа приватизации в России, которая была разработана Государственным комитетом по имуществу (ГКИ) и утверждена постановлением Верховного Совета РФ 11 июня 1992 г.
В отличие от классических схем приватизации, опробованных в западных странах, где практиковались денежные аукционы, инвестиционные конкурсы и другие формы, в России она проводилась в виде наделения каждого гражданина так называемым приватизационным чеком (ваучером), на который можно было приобрести долю приватизируемого имущества на чековых аукционах.
Ваучеры имели свободное хождение – их разрешено было продавать и покупать. Всеобщая ваучеризация обусловила колоссальную рассредоточенность акционерного капитала.
Вместе с тем, уже на первой стадии первичной приватизации наметилось стремление определенных групп сконцентрировать в своих руках контрольные пакеты акций.
Одну такую группу заинтересованных в получении контрольного пакета акций составлял высший менеджмент приватизируемых предприятий, другую – внешние инвесторы в лице возникших в ходе реформ коммерческих банков, финансовых компаний, инвестиционных фондов и др.
У каждой из них были свои мотивы и механизмы для концентрации в своих руках контрольных пакетов акций.
В этих целях высшие менеджеры использовали уже на стадии первичной приватизации прибыль, сокрытую в своих оффшорных и иных структурах, а также заемные денежные средства для скупки у населения ваучеров с целью дальнейшего участия в ваучерных аукционах по продаже акций своих же предприятий.
Помимо прямой скупки ваучеров у населения использовались также методы аккумулирования ваучеров через чековые инвестиционные фонды (ЧИФы), которые приобретали у граждан ваучеры в обмен на свои акции.
По экспертным оценкам, около 80% из 630 ЧИФов, зарегистрированных в России к июню 1994 г., принадлежало де-факто директорам предприятий.
Даже по окончании этапа массовой приватизации высший менеджмент не прекращал наращивать пакеты акций в своих руках. Это осуществлялось путем скупки акций в трудовых коллективах, на денежных аукционах и через другие формы приобретения акций, принадлежащих государству.К внешним инвесторам (вторая группа юридических и физических лиц, стремящихся овладеть контрольными пакетами акций) относятся все те, кто приобрел акции предприятия, не имея к нему отношений. В основном это были финансовые структуры.
Изначально они занимались чисто финансовыми операциями, однако с началом приватизации стали проявлять интерес к приобретению конкретных пакетов акций предприятий.
Приобретение акций внешними инвесторами на этапе массовой приватизации осуществлялось на ваучерных аукционах, а в последующем – на денежных аукционах, инвестиционных конкурсах и через другие формы приобретения пакетов акций, которые оставались в государственной собственности.
Таким обрaзом, комплекс государственной системы контроля, криминализация экономической обстановки, вывоз капитала за рубеж и другие негативные факторы, связанные c приватизацией, определяли экономическую ситуацию, в которой формировался корпоративный сектор в России.
До недавнего времени понятие «корпорация» вообще не имело в Российской Федерации официального юридического оформления, равно как и определение корпорации как субъекта предпринимательства и субъекта гражданского права.
Следовательно, российские корпорации, которые играли весьма существенную роль в экономике, существовали и функционировали де-факто.
В настоящее время в соответствии с п.1 ст. 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ) корпоративными юридическими лицами (корпорациями) являются юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган.
Как предпринимательская структура корпорация обладает следующими отличительными характеристиками:
- представление в составе корпорации нескольких, часто диверсифицированных, предприятий, связанных цепочкой создания ценности, что предопределяет выбор организационной формы корпоративного бизнеса;
- обладание высокой рыночной долей в своей сфере деятельности, что позволяет управлять рыночным спросом и ценами в долгосрочной перспективе;
- привлечение капитала путём выпуска ценных бумаг на фондовом рынке. С 2005 г. активно проводится процедура публичного первичного размещения акций (initial public offering – IPO) на российских и зарубежных
биржах, что и превращает их в подлинные корпорации; - планирование и плановая деятельность. Обладая и управляя значительными ресурсами (материальными, человеческими, финансовыми и т.д.), корпорации вынуждены планировать свою деятельность, а потому, проявляют склонность к плановым трансакциям и долгосрочным отношениям, что способствует росту устойчивости всей хозяйственной системы;
- внедрение инноваций за счет значительных ресурсов;
- действующая роль корпоративной культуры в выборе стратегии развития корпоративной структуры;
- согласование интересов стейкхолдеров: участников корпорации – акционеров, наблюдательного органа, менеджмента, персонала, внутренних групп; внешних групп влияния – потребителей, покупателей, партнеров, государства и общества;
- наличие существенной нематериальных активов в виде деловой репутации, товарных знаков и др.
Можно выделить дополнительные характерные признаки, свойственные для корпораций РФ:
- Специфические «тесные» отношения между менеджерами компании и держателями крупных пакетов акций.
- Доминирование крупного пакета акций в руках акционера – владельца, либо главы компании; распределение мелких пакетов акций среди достаточно большого числа акционеров и, как правило, физических лиц.
Корпоративная форма организации бизнеса обладает как преимуществами, так и недостатками (таблица 1).
Функционирование и развитие корпорации как организационной формы предпринимательства обусловлено интересами.
В связи с этим необходимо выделять субъекты корпоративных отношений, преследующие разнонаправленные интересы:
- акционеры – заинтересованы в наличии стабильных высоких дивидендов и повышении ликвидности акций;
- наблюдательный орган – заинтересован в обеспечении соблюдения интересов собственников и контроле за менеджментом;
- менеджмент – потребность в самовыражении, усилении своего социального статуса;
- персонал – удовлетворение материальных потребностей и самореализация;
- кредиторы – снижение рисков и обеспечение определенного уровня прибыльности;
- партнеры (клиенты, поставщики) – заинтересованы в устойчивости корпорации, ее платежеспособности;
- государство – заинтересованы в устойчивости корпорации, ее способности выплачивать налоги, создавать рабочие места, реализовывать социальные программы; обеспечивать стабильности национальной экономики и рост ВВП;
- гражданское общество – заинтересовано в соблюдении корпорацией экологических, социальных норм и прав потребителей.
Ситуация выбора между интересами отдельных групп получила название “конфликт интересов”. Соперничество различных корпоративных интересов, сталкиваясь, постоянно ведет к модификации корпоративного управления, поэтому правильно построенная система корпоративного управления должна сгладить влияние различных интересов на деятельность корпорации.
Корпорация, как хозяйственная система включает финансовое, промышленно-торговое и управленческое звенья, что делает её сложной структурой в состоянии непрерывного изменения, что значительно усложняет логистический менеджмент.
Непосредственно в самой структуре корпорации можно выделить четыре уровня:
- Первый уровень – производственные компании, создающие добавленную стоимость.
- Второй уровень – сервисные закупочные, сбытовые, лицензионные, финансовые, проектные компании, обслуживающие производственные компании, производящие консолидацию прибыли.
- Третий уровень – субхолдинговые компании, холдинговая компания, управляющая компания, которые осуществляют управление производственными и обслуживающими компаниями.
- Четвертый уровень – конечные бенефициары, на данном уровне происходит получение прибыли и стратегический контроль корпорации.
В таблица1.2 представлены основные функции каждой структурной единицы корпорации. Для каждой корпорации набор структурных единиц может отличаться.
Необходимо отметить, что для каждой корпорации набор структурных единиц может отличаться.
В большинстве случаев это связано с целым рядом обстоятельств, например, численностью акционеров; степенью концентрации акционерного капитала; размером, сферой и эффективностью деятельности самой корпорации; позициями высшего менеджерского состава и т.д.
- Цифровые технологии в корпоративных логистических системах
- Тенденции и оценка цифровизации корпоративных логистических систем
- Матрица аутсорсинга для корпораций
- Понятие и виды аутсорсинга и инсорсинга в корпорациях
- Распределительная логистика корпорации
- Внутрикорпоративная логистика
- Логистика снабжения
- Взаимосвязь корпоративного управления, логистического менеджмента и корпоративной логистики
- Управление обратными потоками
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу