Корпорация: понятие и содержание

По мере развития экономических отношений совершенствуются организационные формы управления производственно-коммерческой деятельностью субъектов предпринимательства. Все более значимую роль в российской экономике играют корпорации и обусловленное ими корпоративное управление, что отвечает тенденции корпоратизации экономики.

Наряду с корпоративным управлением широкое распространение получили и другие понятия с прилагательным «корпоративный», например, «корпоративные структуры», «корпоративная стратегия», «корпоративная информация», «корпоративная клиентура», «корпоративная культура» и т.д.

Однако общепринятого понятия «корпорация» в мировой практике не существует. В разных странах термину «корпорация» придают разное значение и понимают его по-разному.

Например, термин «корпорация», используемый в американской правовой системе, соответствует понятию «компания» в европейской. В США, Канаде, Японии корпорации считаются основной формой предпринимательской деятельности.

В этих государствах под контролем корпоративных объединений находится более пятидесяти процентов производства промышленных товаров и торговой деятельности.

Также благодаря существованию корпораций ведущие державы мира владеют большей частью лицензий и патентов на новейшие технические разработки, медицинские препараты и пр.

Первыми компаниями подобного типа становятся шотландская Aberdeen Haorbour Board (1136), шведская Stora Enso (1288), российско-английская Mocsovy Company (1555).

С 1612 г. английская торговая ОстИндская компания The Governor and Company of Merchants of London Trading into the East Indies стала постоянно действующей акционерной компанией с ограниченной ответственностью.

В этот же период появляется голландская торговая Ост-Индская компания Verenigde Oostindische Compagnie — акционерная компания с отделением собственности от управления и от непосредственного производства.

Современный вид корпорации принимают на рубеже XIX—XX вв., когда в массовом масштабе стал происходить процесс отделения права собственности от управления этой собственностью и возникает проблема корпоративного управления – комплекс мер, норм, традиций и правил, которые помогают акционерам контролировать деятельность руководства компании и распределять результаты подобной активности справедливым образом.

В это же время происходит процесс интеграции промышленного и банковского капитала. Инвестирование капитала в производство приводит к его укрупнению, усилению конкурентоспособности, поглощению или объединению более мелких производств.

Отправной точкой в формировании корпоративной собственности в России в современном понимании считается первая государственная программа приватизации в России, которая была разработана Государственным комитетом по имуществу (ГКИ) и утверждена постановлением Верховного Совета РФ 11 июня 1992 г.

В отличие от классических схем приватизации, опробованных в западных странах, где практиковались денежные аукционы, инвестиционные конкурсы и другие формы, в России она проводилась в виде наделения каждого гражданина так называемым приватизационным чеком (ваучером), на который можно было приобрести долю приватизируемого имущества на чековых аукционах.

Ваучеры имели свободное хождение – их разрешено было продавать и покупать. Всеобщая ваучеризация обусловила колоссальную рассредоточенность акционерного капитала.

Интересно
Стоимость акций и ваучеров, скопившихся у населения, равнялась стоимости 100 тыс. предприятий, приватизированных к средине 1994 г. и производивших 40% ВВП России.

Вместе с тем, уже на первой стадии первичной приватизации наметилось стремление определенных групп сконцентрировать в своих руках контрольные пакеты акций.

Одну такую группу заинтересованных в получении контрольного пакета акций составлял высший менеджмент приватизируемых предприятий, другую – внешние инвесторы в лице возникших в ходе реформ коммерческих банков, финансовых компаний, инвестиционных фондов и др.

У каждой из них были свои мотивы и механизмы для концентрации в своих руках контрольных пакетов акций.

Для высшего менеджмента предприятий владение контрольным пакетом акций было необходимым, чтобы не допустить прихода новых частных собственников, так как сохранялась возможность продажи их рабочими предприятия постороннему инвестору.

В этих целях высшие менеджеры использовали уже на стадии первичной приватизации прибыль, сокрытую в своих оффшорных и иных структурах, а также заемные денежные средства для скупки у населения ваучеров с целью дальнейшего участия в ваучерных аукционах по продаже акций своих же предприятий.

Помимо прямой скупки ваучеров у населения использовались также методы аккумулирования ваучеров через чековые инвестиционные фонды (ЧИФы), которые приобретали у граждан ваучеры в обмен на свои акции.

По экспертным оценкам, около 80% из 630 ЧИФов, зарегистрированных в России к июню 1994 г., принадлежало де-факто директорам предприятий.

Даже по окончании этапа массовой приватизации высший менеджмент не прекращал наращивать пакеты акций в своих руках. Это осуществлялось путем скупки акций в трудовых коллективах, на денежных аукционах и через другие формы приобретения акций, принадлежащих государству.

К внешним инвесторам (вторая группа юридических и физических лиц, стремящихся овладеть контрольными пакетами акций) относятся все те, кто приобрел акции предприятия, не имея к нему отношений. В основном это были финансовые структуры.

Изначально они занимались чисто финансовыми операциями, однако с началом приватизации стали проявлять интерес к приобретению конкретных пакетов акций предприятий.

Приобретение акций внешними инвесторами на этапе массовой приватизации осуществлялось на ваучерных аукционах, а в последующем – на денежных аукционах, инвестиционных конкурсах и через другие формы приобретения пакетов акций, которые оставались в государственной собственности.

Скупка же акций трудовым коллективом наталкивалась на сопротивление высшего менеджмента, который, как уже отмечалось, оказывал давление на своих работников с целью не допустить утечку акций на сторону.

Таким обрaзом, комплекс государственной системы контроля, криминализация экономической обстановки, вывоз капитала за рубеж и другие негативные факторы, связанные c приватизацией, определяли экономическую ситуацию, в которой формировался корпоративный сектор в России.

До недавнего времени понятие «корпорация» вообще не имело в Российской Федерации официального юридического оформления, равно как и определение корпорации как субъекта предпринимательства и субъекта гражданского права.

Следовательно, российские корпорации, которые играли весьма существенную роль в экономике, существовали и функционировали де-факто.

С позиции наиболее значимых характеристик корпоративной структуры возможно было ориентироваться на определение Большого коммерческого словаря, а также на ученых, исследующих корпоративные отношения.

В настоящее время в соответствии с п.1 ст. 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ) корпоративными юридическими лицами (корпорациями) являются юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган.

Как предпринимательская структура корпорация обладает следующими отличительными характеристиками:

  • представление в составе корпорации нескольких, часто диверсифицированных, предприятий, связанных цепочкой создания ценности, что предопределяет выбор организационной формы корпоративного бизнеса;
  • обладание высокой рыночной долей в своей сфере деятельности, что позволяет управлять рыночным спросом и ценами в долгосрочной перспективе;
  • привлечение капитала путём выпуска ценных бумаг на фондовом рынке. С 2005 г. активно проводится процедура публичного первичного размещения акций (initial public offering – IPO) на российских и зарубежных
    биржах, что и превращает их в подлинные корпорации;
  • планирование и плановая деятельность. Обладая и управляя значительными ресурсами (материальными, человеческими, финансовыми и т.д.), корпорации вынуждены планировать свою деятельность, а потому, проявляют склонность к плановым трансакциям и долгосрочным отношениям, что способствует росту устойчивости всей хозяйственной системы;
  • внедрение инноваций за счет значительных ресурсов;
  • действующая роль корпоративной культуры в выборе стратегии развития корпоративной структуры;
  • согласование интересов стейкхолдеров: участников корпорации – акционеров, наблюдательного органа, менеджмента, персонала, внутренних групп; внешних групп влияния – потребителей, покупателей, партнеров, государства и общества;
  • наличие существенной нематериальных активов в виде деловой репутации, товарных знаков и др.

Можно выделить дополнительные характерные признаки, свойственные для корпораций РФ:

  1. Специфические «тесные» отношения между менеджерами компании и держателями крупных пакетов акций.
  2. Доминирование крупного пакета акций в руках акционера – владельца, либо главы компании; распределение мелких пакетов акций среди достаточно большого числа акционеров и, как правило, физических лиц.

Корпоративная форма организации бизнеса обладает как преимуществами, так и недостатками (таблица 1).

Корпорация: понятие и содержание

Функционирование и развитие корпорации как организационной формы предпринимательства обусловлено интересами.

В связи с этим необходимо выделять субъекты корпоративных отношений, преследующие разнонаправленные интересы:

  • акционеры – заинтересованы в наличии стабильных высоких дивидендов и повышении ликвидности акций;
  • наблюдательный орган – заинтересован в обеспечении соблюдения интересов собственников и контроле за менеджментом;
  • менеджмент – потребность в самовыражении, усилении своего социального статуса;
  • персонал – удовлетворение материальных потребностей и самореализация;
  • кредиторы – снижение рисков и обеспечение определенного уровня прибыльности;
  • партнеры (клиенты, поставщики) – заинтересованы в устойчивости корпорации, ее платежеспособности;
  • государство – заинтересованы в устойчивости корпорации, ее способности выплачивать налоги, создавать рабочие места, реализовывать социальные программы; обеспечивать стабильности национальной экономики и рост ВВП;
  • гражданское общество – заинтересовано в соблюдении корпорацией экологических, социальных норм и прав потребителей.

Ситуация выбора между интересами отдельных групп получила название “конфликт интересов”. Соперничество различных корпоративных интересов, сталкиваясь, постоянно ведет к модификации корпоративного управления, поэтому правильно построенная система корпоративного управления должна сгладить влияние различных интересов на деятельность корпорации.

Корпорация, как хозяйственная система включает финансовое, промышленно-торговое и управленческое звенья, что делает её сложной структурой в состоянии непрерывного изменения, что значительно усложняет логистический менеджмент.

Непосредственно в самой структуре корпорации можно выделить четыре уровня:

  1. Первый уровень – производственные компании, создающие добавленную стоимость.
  2. Второй уровень – сервисные закупочные, сбытовые, лицензионные, финансовые, проектные компании, обслуживающие производственные компании, производящие консолидацию прибыли.
  3. Третий уровень – субхолдинговые компании, холдинговая компания, управляющая компания, которые осуществляют управление производственными и обслуживающими компаниями.
  4. Четвертый уровень – конечные бенефициары, на данном уровне происходит получение прибыли и стратегический контроль корпорации.

В таблица1.2 представлены основные функции каждой структурной единицы корпорации. Для каждой корпорации набор структурных единиц может отличаться.

Корпорация: понятие и содержание

Необходимо отметить, что для каждой корпорации набор структурных единиц может отличаться.

В большинстве случаев это связано с целым рядом обстоятельств, например, численностью акционеров; степенью концентрации акционерного капитала; размером, сферой и эффективностью деятельности самой корпорации; позициями высшего менеджерского состава и т.д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)