Распределительная логистика корпорации

Распределительная логистика корпорации – одна из функциональных областей, главной целью которой является интегрированное управление потоками готовой продукции на всех стадиях: от производителя до конечного потребителя, через посредников (или без них) в каналах распределения, с обеспечением сопутствующего логистического обслуживания и сервиса.

К задачам корпоративной распределительной логистики относят:

  1. Создание и развитие стратегии корпоративного распределения.
  2. Построение распределительной сети и выбор каналов распределения.
  3. Определение количества уровней в канале распределения и определение типов посредников в канале.
  4. Принятие решения о количестве и месте распределительных центров и других звеньев цепи (включая объекты посреднических структур).
  5. Разработка системы требований к посредникам в канале распределения.
  6. Управление физическим перемещением готовой продукции (транспортировка, экспедиция, экспортные и импортные операции).
  7. Управление запасами готовой продукции на складах производителя и оптовых и розничных посредников (в случае присутствия в канале).
  8. Разработка системы складирования (у производителя и посредников) на основании требований к хранению готовой продукции.
  9. Разработка системы логистического обслуживания в распределении.
  10. Гарантия обеспечения сохранности грузов.
  11. Внедрение системы сервиса.
  12. Управления обратными потоками распределения.
  13. Определение тенденций развития распределительной сети.
  14. Анализ логистических издержек распределения и определение методов их оптимизации.

Корпоративное распределение отличает сложно организованная разветвленная структура представительств и дочерних предприятий в различных локациях страны и мира, поэтому основным фокусом распределительной системы является централизация и структуризация процессов выбора каналов распределения. На определение числа посредников в канале влияют рыночные факторы, представленные в таблице 4.3

Распределительная логистика корпорации

Как правило, сложность построения распределительной сети корпорации заключается ни сколько в определении числа посредников, сколько в определении уровня и качества оказываемых услуг посредником.

Помимо очевидных факторов стоимости услуг посредника, для корпораций ключевым фактором является соответствие видения посредника на с корпоративными задачами распределения.

Основами построения системы оценки и выбора посредника являются:

  1. Соответствие ценностям корпорации. В данном случае корпорацией рассматриваются и оцениваются стратегические цели посредника, система управления и принятия решений посреднической организацией, уровень цифровизации и особенности документооборота.
  2. Организационная специфика. Рассматривается организационная структура, штат экспертов и квалификация работников, гибкость структуры при рыночных колебаниях.
  3. Перспективы развития посредника. В данном случае оценивается практика долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования, планы по развитию логистической инфраструктуры и обслуживания, проекты экспансии и развития в регионах/странах.
  4. Предоставление совокупности необходимых логистических операций – транспортировка, складирование (в т.ч. ответственное хранение), упаковка, переупаковка, логистическое обслуживание обеспечения продаж (штат, системы управления и приема заказа), таможенное посредничество.
  5. Опыт ведения посреднической деятельности. Оценивается продолжительность работы в целом/на требуемой территории, продолжительность и процесс становления 3PL-провайдером, динамика товарооборота, прошлый опыт ведения корпоративных проектов, реакция и адаптация к изменениям заказчика.
  6. Оценка объема операций на заданной территории – анализ клиентов, их уровня и отзывов о сотрудничестве, в том числе для избегания конфликта интересов с конкурирующими корпорациями.
  7. Способность соответствовать корпоративным требованиям – потенциал в управлении извинениями в штате, географии корпоративного присутствия, требованиям к стандартам качества и прочее.
  8. Системные способности посредника – возможности интеграции с корпоративной системой и перспективы развития систем посредника.

На сегодняшний день ключевой проблемой корпоративного распределения является управление каналами распределения ввиду ряда причин:

  1. Развитая сеть распределительных каналов.
  2. Сложность координации распределения ввиду большого количества торговых и логистических посредников в дистрибьюции готовой продукции.
  3. Географические масштабы сбыта продукции корпорации.
  4. Законодательство страны присутствия, их различие в странах присутствия, влияющее на канал распределения и его управление.
  5. Сложности организации единого информационного пространства корпорация – конечный потребитель.

C одной стороны, развитая распределительная сеть, большое число логистических и торговых посредников в канале позволяют реализовать сбыт на обшисной территории быть доступнее для клиента, но, с другой стороны, увеличение количества транзакций и перемещений товара являются причинами потери контроля корпорацией над товародвижением.

Так, для корпораций, не являющихся вертикально интегрированными, в канале распределения создается ситуация, где каждый его участник является юридически независимым предприятием, главной целью которого является максимизация своей прибыли.

Интересы других звеньев канала распределения и, интересы корпорации в частности, не всегда учитываются.

Таким образом, логистические информационные и сервисные потоки на пути от корпорации до потребителя сильно искажаются, значительно снижая уровень корпоративного логистического обслуживания: некоторые посредники не передают информацию другим звеньям, считая ее коммерческой тайной, другие предоставляют ее в форме, сложной для обработки и анализа, третьи намеренно искажают информацию, считая ее своим конкурентныим преимуществом.

На сегодняшний день в корпоративном распределении существуют следующие тенденции развития товаропроводящей системы:

  1. Совершенствование корпоративных каналов распределения: моделирование и организация новых каналов, преобразование текущей сбытовой деятельности с учетом изменения потребностей, моделей принятия
    решения о покупке и информационных потоков.
  2. Предоставление клиенту дополнительного сервиса в рамках обслуживания на этапе продажи и после продажи.
  3. Повышение степени влияния и контроля корпорации над товародвижением посредством новых технологий и создания вертикально интегрированных цепей поставок.
  4. Совершенствование логистического сервиса качества обслуживания торговыми посредниками компании и контроль его исполнения.

В современном корпоративном распределении логистическое обслуживание является инструментом организации сбыта и контроля за корпоративным распределением, позволяющим компании удерживать неценовые
конкурентные позиции на рынке.

Система логистического обслуживания корпорации состоит из комплекса услуг и сервиса, оказываемом клиентами в процессе распределения.

Традиционно выделяют 3 основных направления обслуживания относительно поступления готовой продукции в канал распределения – предпродажный (предшествующий сделке), сервис во время сделки и обслуживание после фактического совершения сделки.

Рассмотрим подробнее реализацию комплекса логистического обслуживания в корпорации в таблице 4.4.

Распределительная логистика корпорации

Распределительная логистика корпорации

Распределительная логистика корпорации

Распределительная логистика корпорации

В корпоративном распределении можно выделить следующие формы организации логистического обслуживания.

Централизованное – форма оказания услуг клиентам, при которой ответственность за создание системы обслуживания и за ее реализацию лежит на самой корпорации.

Практический пример:

У корпорации Danone в системе корпоративного логистического обслуживания есть ряд услуг для ключевых клиентов: возврат продукции с истекшим сроком годности. При ответственности дистрибьюторов за движение материального потока свежей продукции от производителя до клиента, ответственность за работу с просроченным в месте продажи товаром лежит на сотрудниках корпорации Danone.

Децентрализованное обслуживание – форма оказания услуг клиентам, при которой ответственность за создание системы логистического обслуживания лежит на самой корпорации, но ответственность за ее реализацию переносится на оптовых посредников.

Практический пример:

Корпорация Procter&Gamble не имеет собственной транспортной инфраструктуры. При разработанной системе условий и сроков доставки, вознаграждений и компенсаций за наличие у посредника транспортной инфраструктуры, ответственность за транспортировку готовой продукции из распределительного центра на склад заказчика осуществляется силами заказчика.

Аутсорсинг логистического обслуживания – форма оказания услуг клиентам, при которой ответственность за создание и реализацию системы логистического обслуживания лежит на третьих лицах – поставщиках сервисных услуг.

Практический пример:

Корпорация Wella AG полностью передала сторонней организации клиентский сервис и работу с жалобами и претензиями.

Глобальной проблемой распределения корпораций является несоответствие стратегий и представлений корпорации о качестве логистического обслуживания с существующей системой обслуживания посредников в канале.

Ввиду масштаба и бизнес-модели корпоративных систем, задачи их внутрикорпоративного распределения на отдельной территории более общие, то есть направлены на реализацию общекорпоративных целей и задач, и для укрепления конкурентных позиций их цепи поставок, обеспечение качества логистического обслуживания переносится в фокус.

В то же время задачи в распределении локального посредника сводятся к работе в первую очередь с движением материального потока. Подробнее задачи корпорации и посредника в распределении рассмотрены в таблице 4.5.

Распределительная логистика корпорации

Для оценки эффективности корпоративного распределения используется ряд расчетных показателей:

  1. Показатель степени выполнения обязательств по поставкам – комплексная оценка, учитывающая уровень выполненных взятых обязательств по поставке, уровень выполненных обязательств по ассортименту, выполнение обязательств по качеству товара.
  2. Показатель глубины отношения между корпорацией и посредником – оценка, учитывающая отношение объемов товарооборота посредника к общему объему товарооборота, поступившему конечным потребителям.
  3. Показатель звенности движения готового товара – расчетная оценка числа повторных продаж товара посредникам при движении по каналу распределения, отношение валового к чистому обороту товара.
  4. Показатель исполнения заказа – оценка объема полноты поставки, отношение объема доставленного заказа к общему объему заказа (может рассчитываться в общем объеме или в количестве ассортиментных позиций).

Таким образом, достичь высоких показателей обслуживания клиентов возможно в случае согласования или интеграции внутрикорпоративной распределительной системы и системы работы посредника.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)