Управление обратными потоками

С учетом увеличения требований в постоянном увеличении оборота корпорации, и как следствие, ростом потребления, вопрос управления отходами на каждом этапе их формирования становится все более актуальным, как с экономической, так и с социальной точки зрения.

Поскольку обратные потоки часто связан с негативным влиянием на природу и общество, они находятся под пристальным вниманием государства и социума, что оказывает соответствующее давление на корпорации.

У ТНК, ввиду объемов производства и оборота готовой продукции по всему миру, вопросы управления обратными потоками находятся в центре внимания как со стороны самой компании, так и со стороны стран присутствия.

Помимо экономического и социального значения, управление обратными потоками важно для ТНК с точки зрения формирования своего имиджа на рынке в глазах контрагентов, покупателей и рабочей силы.

Таким образом, выбор или разработка системы корпоративного управления потоками использованных ресурсов на каждом этапе: от производства до потребления готового продукта является ключевой задачей в управлении отходами ТНК.

Логистический подход управлению обратными потоками:

  1. Применение системного подхода на каждом этапе движения потоков использованных ресурсов: от производства до потребления готового продукта.
  2. Формирование инфраструктуры для движения потоков в каждой стране присутствия ТНК (как на производстве, так и на рынке сбыта), управление ее объектами и субъектами системы.
  3. Достижение максимального экономического эффекта в работе системы.
  4. Внедрение методов превращения отходов во вторичные материальные ресурсы.
  5. Соблюдение законодательства и текущих требований корпорации.
  6. Корпоративная логистика рассматривает процесс движения отходов от мест их образования, сбора и до производственного потребления во всех странах присутствия ТНК.

Реверсивная логистика корпорации – управление корпоративными логистическими потоками, возникшими в результате обратного распределения готовой продукции, а также управление отходами производства и потребления с целью снижения и устранения потерь ресурсов.

К задачам реверсивной логистики корпорации можно отнести:

  1. Оптимизация материальных и финансовых ресурсов на производство товаров.
  2. Создание и развитие каналов обратного распределения внутри корпорации и за ее пределами.
  3. Разработка оптимальных траекторий движения обратного распределения.
  4. Информационное и технологическое обеспечение всех участников процесса обратного распределения.
  5. Соответствие производства и произведенного товара экологическим требованиям и законодательству страны присутствия ТНК.

Обратные потоки корпорации образуются на этапах производства продукции, распределения и потребления готовой продукции (рисунок 3.3).

Управление обратными потоками

Объектами реверсивной логистики корпораций являются:

На производствах корпораций:

  1. Использование отходов производства.

В корпоративных каналах распределения:

  1. Товары с выявленными технологическими нарушениями, побочными эффектами и скрытыми деффектами.
  2. Товары ненадлежащего качества, брак партии.
  3. Товары надлежащего качества (ошибочная поставка).
  4. Товары с истекшим сроком годности (непроданные в срок).
  5. Морально устаревшие товары и товары, не пользующиеся спросом, уходящие из обращения.
  6. Тара, повторно использующаяся в распределении.

В потреблении готовой продукции корпораций:

  1. Товары с выявленными технологическими нарушениями, побочными эффектами и скрытыми деффектами.
  2. Отходы потребления (например, упаковка, товар, непригодный для повторного использования).
  3. Использованные товары.
  4. Тара, повторно использующаяся в потреблении.

К видам обратного движения потока относятся изъятие продукта из распределения. Уже попавший в канал распределения товар, оказался настолько дефектным/непригодным к использованию/опасным, что его необходимо собрать и вернуть.

Может быть осуществлено всеми участниками логистического канала распределения на любом уровне этого канала. Причем, чем уровень ближе к производителю, тем дешевле процедуры по устранению проблемы.

Практический пример:

2019 год, Французская фармацевтическая корпорация «Лаборатории Сервье Индастри». Изъятие из распределения (на уровне розничного посредника – аптеки) лекарственного препарата Эреспал (в т.ч. в России) из-за обнаружения негативных побочного влияния на сердце.

Возврат товара для повторного распределения. Возврат товаров, соответствующих по качеству, но не соответствующих по количеству условиям договора или поставленных ошибочно, а также не проданные при наличии договоренности с производителями или посредниками в канале распределения.

Возврат товара без повторного использования. Возврат товаров с истекшим сроком годности, устаревших моделей,
выходящих из ассортимента компании не подлежащих дальнейшей продаже.

Как правило, возврат таких товаров производителю (или торговому посреднику в канале распределения) регламентируется договором и является элементом логистического обслуживания ключевых клиентов корпорации.

В отсутствии данного соглашения утилизация данного товара является ответственностью посредника, у которого товар потерял свое качество или актуальность.

Практический пример:

Непроданные коллекции одежды прошлых лет крупнейшего ритейлера Inditex возвращаются из розницы либо для утилизации, либо для повторного распределения в учреждения социальной защиты населения, что положительно сказывается на имидже корпорации.

Вторичное использование отходов – рециклинг.

Это процесс возвращения отходов (каждого этапа) в процессы производства:

  • повторное использование отходов по тому же назначению (тара);
  • возврат отходов в производственный цикл (этот же цикл, другой производственный цикл этой же корпорации, или другое производство) после соответствующей обработки.

Практический пример:

Проблема переработки и требования к утилизации отходов пищевого производства актуальна для корпораций как никогда. Одним из объемообразующих видов отходов молочного производства является молочная сыворотка.

Так, ТНК Danone в 2007 году запустила производство сокосодержащих напитков на основе молочной сыворотки, тем самым обеспечила вторичное использование отходов на своих производствах, но в другом производственном цикле.

Процесс обращения с отходами в корпорации проходит стандартную процедуру, схематично представленную на рисунке 3.4.

В последние годы особое общественное значение имеет управление корпораций отходами потребления (в частности упаковки товара или товара бывшего в употреблении).

Ввиду разрозненности потребления этот вид обратного движения потока является самым сложным для организации и управления в первую очередь из-за сложности сбора и сортировки отходов, то есть буквально в самом начале процесса.

Практический пример: С целью сокращения отходов потребления к 2020 году транснациональная корпорация Unilever (рынок FMCG) планирует сократить вес пластиковой упаковки на треть, а также развивать производство и продажу продукции в большем объеме, где в перерасчете на количество потребления вес отходов упаковки также сократится.

Безусловно, это не решает проблему образования и сбора отходов потребления, но, ввиду масштаба деятельности ТНК в мире существенно снижает ее.

В развитых странах Скандинавии в практике многих ТНК стало сотрудничество в области управления обратными потоками.

Так, например, шведская ассоциация пивоваренного производства (куда входят шведские представительства крупнейших ТНК – Carlsberg, Anheuser-Busch InBev) организуют централизованный и легкий прием использованной тары.

Для этого все корпорации-участники ассоциации стандартизировали тару, используемую для производства своих продуктов.

Управление обратными потоками

Так или иначе, несмотря на то, что транснациональные корпорации играют ключевую роль в управлении обратными потоками, существует ряд проблем в области реверсивной логистики.

Наличие сложной организационной структуры и большого количества посредников. Отсутствие непрерывного материального потока с момента образования отходов до момента их вторичного использования. Недостаток качественного информационного обеспечения потоков в системе. Отсутствие полного контроля в управлении распределением готовой продукции (в многоуровневых каналах распределения). Необходимость соответствовать законодательству страны/региона присутствия корпорации в области сбора и утилизации отходов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)