Взаимосвязь корпоративного управления, логистического менеджмента и корпоративной логистики

Теория и практика корпоративного управления включает в себя исследование различных моделей корпоративного управления, системы взаимоотношений субъектов корпорации, эффективных инструментов корпоративного контроля, стратегии корпораций в разных отраслях и сферах деятельности.

Современное российское законодательство трактует корпоративное управление как «совокупность экономических и административных механизмов, с помощью которых реализуются права акционерной собственности и формируется структура корпоративного контроля.

Система взаимодействия между руководством компании, ее советом директоров, акционерами и другими заинтересованными лицами для реализации их интересов».

В разных моделях корпоративного управления «конфликт интересов» между участниками корпорации решается в разных формах и разными способами, стремясь установить и поддерживать баланс между экономическими и социальными целями, индивидуальными и общественными интересами всех заинтересованных сторон. Однако возможно представить базовую систему корпоративного управления (рис.4.1).

Функциональный, в данном случае, логистический менеджмент представляет собой синергию общих управленческих функций (организации, планирования, регулирования, координации, контроля, учета и анализа) со специальными логистическими функциями (управление качеством поставок, управление риском, управление логистическими издержками, управление логистическими инновациями) для достижения цели корпорации.

Особенностью логистического менеджмента является то, что он как по стратегическим, так и по тактическим целям и задачам, а также инфраструктурно связан со всеми функциональными областями менеджмента (инвестиционного, инновационного, производственного, финансового, информационного, кадрового) в процессах управления закупками материальных ресурсов, производством и сбытом готовой продукции.

Взаимосвязь корпоративного управления, логистического менеджмента и корпоративной логистики

Инструментарий логистического менеджмента зависит от масштаба и иерархических границ логистических систем и подсистем.

Действительно, для осуществления практически любого логистического исследованиянеобходимо понимать, к какому уровню иерарх ии логистических систем следует однозначно отнести изучаемый объект, и в чем состоят особенности данного уровня.

Исходя из точки зрения Л.А.Мясниковой, возможно выделить 4 уровня логистики.

Мегалогистика получила свое развитие в связи с глобализацией экономики и обеспечивает управление логистическими потоками в объединениях стран.

Реально уже широкое развитие такая логистика получила в ЕС, ЕАЭС и др.

Макрологистика управляет логистическими потоками в пределах отрасли, страны. Она может объединять предприятия и организации промышленности, снабженческо-сбытовые структуры и транспортные организации одной отрасли или разных ведомств, расположенных в различных регионах, вплоть до территории государства.

Интересно
Микрологистика охватывает сферу деятельности отдельного предприятия, строится с позиций стратегических целей фирм и оптимизации основных оперативных процессов, обеспечивает решение локальных вопросов в рамках отдельных функциональных элементов предприятия.

Термин «мезологистика» активно упоминается в научной литературе последние пятнадцать-двадцать лет. Мезологистика изучает логистическую деятельность как корпоративных структур, так и экономических регионов, поскольку и корпорации, и регионы образуют так называемую «логистику среднего звена», т.е. мезоуровень логистики.

Таким образом, мезологистика включает в себя корпоративную логистику и региональную логистику (рис.4.2).

Взаимосвязь корпоративного управления, логистического менеджмента и корпоративной логистики

Региональная логистика предполагает территориальный подход к построению мезологистических систем и включает в себя логистику кластеров и сити-логистику.

Корпоративная логистика есть не что иное, как форма функционального менеджмента, которая с одной стороны позволяет обеспечить эффективность текущей хозяйственной деятельности, то есть является средством достижения оперативной эффективности бизнеса.

С другой стороны, это область мезологистики, управляющая логистическими потоками корпораций, учитывающая интенсивность и сложность товарно-материальных потоков и рыночных трансакций корпоративных структур, и призванная решать проблемы формирования стратегических конкурентных преимуществ.

Корпоративная логистика позволяет организовывать логистическую систему корпорации вне зависимости от географического положения предприятий.

Практика свидетельствует о том, что современные корпорации пребывают в состоянии непрерывного изменения, обусловленного экономической целесообразностью функционирования и развития в условиях, складывающихся в том или ином районе деятельности и в конкретный период времени.

Такие изменения происходят чаще всего посредством слияний (поглощений), приводящих к созданию связно-диверсифицированных компаний, реже – посредством разукрупнения с выделением специализированных компаний. Укрупнение компаний значительно усложняет менеджмент.

Известно, что ранее существовавшие отраслевые сырьевые компании управлялись в основном путем распределения и перераспределения финансовых потоков, сегодня же корпоративная логистика требует сочетания разных функций, включая наряду с координацией финансовых потоков управление материальными (товарными), сервисными и другими потоками.

При управлении логистическими потоками корпорации необходимо учитывать такое свойство больших систем как эмерджентность.

Согласно общей теории систем, эмерджентность характеризуется способностью порождать новые свойства, отличные от свойств каждой системы, входящей в состав данной большой системы. В корпоративном управлении эмерджентность трансформируется в синергетический эффект, т.е. усиливается эффективность управления каждого субъекта данной корпорации.

Иными словами, корпорация как большая система есть нечто большее и качественно иное, чем простая сумма ее предприятий и фирм. Отмеченное свойство может быть выражено следующим образом:

Взаимосвязь корпоративного управления, логистического менеджмента и корпоративной логистики

На управление логистическими потоками влияют масштабы и иерархичная структура корпорации.

Логистические потоки корпорации следует рассматривать как совокупность всех материальных, информационных и финансовых потоков:

  • внутри материнской компании;
  • по отдельной дочерней компании;
  • между дочерними компаниями;
  • между дочерними и головной компаниями;
  • между корпорацией как единым хозяйствующим субъектом и окружающей деловой средой (государство, контрагенты, финансовая инфраструктура).

Предприятия корпорации являются также и субъектами интегрированного рынка, а поэтому обладают хозяйственной самостоятельностью.

Управляющая система координирует параметры (объем, интенсивность, сроки) материальных потоков вплоть до оперативного перераспределения потоков между субъектами корпорации.

Велика роль управляющей системы в управлении финансовыми потоками. Так, в частности, в зависимости от финансовых состояний предприятий, при недостатке оборотных средств поставки необходимых материальных ресурсов осуществляются за счет кредитных ресурсов корпорации.

Важно отметить, что выработка и реализация управляющих воздействий производится по мере необходимости на основании данных контроля деятельности подведомственных предприятий.

Именно поэтому в корпоративном управлении логистикой весьма существенную роль играет такая функция управления, как контроль с целью выявления фактических параметров производственно-коммерческой деятельности предприятий корпорации от их нормативных значений.

Каждое предприятие, находясь под координирующим воздействием аппарата управления корпорации, также функционирует как логистическая система, имея свои входные, внутренние и выходные потоки. Следовательно, подведомственные предприятия являются также частью корпоративной логистики.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)