Понятие и виды аутсорсинга и инсорсинга в корпорациях

Необходимость управления затратами приводит к применению методов воздействия на затраты предприятия, используемым на зарубежных предприятиях. Инструменты управления затратами могут быть как тактические в рамках текущего менеджмента, так и стратегические. К последним относятся такие кажущиеся радикальными меры, как аутсорсинг и инсорсинг.

Аутсорсинг и инсорсинг – это две одновременно разные и похожие управленческие технологии. Оба метода могут быть использованы для снижения затрат на неиспользуемую мощность.

Разница между ними следующая: аутсорсинг позволяет затратам быть гибкими при изменении объема производства услуг, а инсорсинг – сохраняет затраты постоянными, но продает при этом на внешний рынок неиспользуемую мощность.

Инсорсинг – это расширение деятельности предприятия или подразделения для дополнительной загрузки имеющихся мощностей или активов.

Инсорсинг позволяет предприятиям снизить издержки неиспользуемой мощности или извлечь дополнительную прибыль из конкурентного преимущества.

Примером инсорсинга у предприятия, обладающего зданием, является сдача части здания в аренду по рыночной цене.

У предприятия, обладающего собственным складом, например, принятие на хранение товаров сторонних лиц на период, когда склад не используется предприятием. Таким образом, инсорсинг может носить сезонный характер.

Практика показывает, что аутсорсинг и инсорсинг на паритетных началах успешно «сосуществуют» с корпоративной логистикой, и, более того, значительно влияют на конфигурацию цепей поставок благодаря включению/исключению из них предприятий – бизнес-структур.

Инсорсинг происходит по двум причинам:

  • инсорсинг по причине наличия временной избыточной мощности (помещения, оборудования и т.д.);
  • инсорсинг по причине наличия конкурентного преимущества (наличие эффективного процесса, наличие уникального ресурса, базы данных, технологии).

Информация, необходимая для рассмотрения решения об инсорсинге включает в себя:

  • стоимость вида деятельности и его практическую мощность, величину стандартной ставки драйвера затрат;
  • информацию о фактической мощности, уровне загрузки, издержках о неиспользуемой мощности;
  • информацию об альтернативах продажи неиспользуемой мощности и их экономических параметрах.

Таким образом, инсорсинг позволяет организации сократить издержки на неиспользуемую мощность или извлечь дополнительную прибыль из конкурентного преимущества.

Интересно
В корпоративных структурах обычно в режиме инсорсинга создают собственные автономные структурные единицы (компании), оказывающие специализированные услуги как подразделениям предприятия, так и внешним контрагентам.

Руководство корпорации отбирает стандартные, общие для нескольких подразделений оперативные процессы и поручает выполнять их автономному центру совместного обслуживания; за оказанные подразделениям компании услуги он взыскивает с каждого из них плату, пропорциональную объему услуг.

Чаще всего инсорсинг применяют для процессов, связанных с управлением финансами (обработка затрат, начисление заработной платы), трудовыми ресурсами (ведение трудовых записей работников, тренинги) и информационными системами (системная поддержка, обучение).

Аутсорсинг – (использование внешних источников) передача стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес процессов компании.

Аутсорсинг можно классифицировать на виды по нескольким признакам (рис.5.1.), причем все они могут пересекаться между собой. Все виды являются в некотором сочетании взаимодополняющими и могут применяться одновременно.

По объекту передаваемых функций выделяют функциональный, ресурсный и операционный аутсорсинг. К функциональному аутсорсингу можно отнести передачу внешним исполнителям отдельных функций, необходимых для ведения бизнеса.

Речь идет об уже упоминавшемся бухгалтерском учете, а также о финансово-хозяйственном планировании (или отдельных его элементах, например, бизнес-планировании), маркетинге и сбыте, информационном обеспечении и обеспечении безопасности. Сюда же относятся функции по совершенствованию системы управления в целом.

Понятие и виды аутсорсинга и инсорсинга в корпорациях

Каждый из методов функционального аутсорсинга предусматривает выбор между созданием собственных подразделений, выполняющих соответствующие функции, и привлечением на договорной основе организаций или профессионалов, специализирующихся на соответствующей функции.

В практике российского бизнеса большинство этих методов применяется достаточно широко. Однако, в отличие от западного бизнеса, в России функциональный аутсорсинг применяют, как правило, малые и средние по размеру бизнеса компании, тогда как на Западе нередки случаи перехода достаточно крупных компаний, например, на бухгалтерское обслуживание к специализированным компаниям с устоявшейся репутацией.

Крупные же российские компании предпочитают обеспечивать выполнение необходимых функций путем найма соответствующих сотрудников в штат, питая традиционное предубеждение к привлечению «людей со стороны».

Операционный аутсорсинг предусматривает передачу на субподряд отдельных операций, связанных с разработкой, производством, хранением, транспортировкой и реализацией товара.

Так, например, компания может поручить разработку товара специализированному бюро, передать заказ на производство разработанного товара независимому (от нее) производителю, разместить готовую продукцию на складах фирмы, специализирующейся на логистике (перевезя продукцию на транспорте этой же фирмы), и отдать товар на реализацию торговому агенту.

Это пример максимального операционного аутсорсинга. Если же компания осуществляет собственное производство, то она, по меньшей мере, может поручить обслуживание и ремонтные работы внешним подрядчикам.

Данный вид аутсорсинга является наиболее стремительно развивающимся в настоящее время. Хорошо известно, что многие западные производители одежды и обуви практически не имеют собственного производства.

Размещение автопроизводителями заказов на разработку дизайна новой модели автомобиля в независимых дизайн-бюро также является распространенным примером операционного аутсорсинга.

В одной из самых высокоинтегрированных отраслей – нефтедобывающей – ряд операций по обслуживанию технологического процесса тоже выполняется небольшими технологическими фирмами.

Развивая собственное производство в России, западные производители бытовой химии и продуктов питания принесли с собой, помимо производственных технологий, и практику аутсорсинга операций по логистике. Это обусловило приход на российский рынок, вслед за своими клиентами, и крупных логистических фирм.

Все шире используют операционный аутсорсинг и отечественные компании. Особенно это характерно для динамично развивающихся производителей товаров народного потребления.

Многие товары, выпускающиеся под известными российскими марками в сфере предметов одежды и продуктов питания, производятся независимыми производителями, как в самой России, так и за рубежом.

Интересно
Популярные в ряде отечественных отраслей схемы производства конечной продукции из «давальческого сырья» (толлинг) – типичный пример аутсорсинга производственных операций.

Специфическим направлением является ресурсный аутсорсинг, предусматривающий отказ от собственных ресурсов, необходимых для ведения бизнеса, в пользу получения их со стороны.

Впрочем, один из методов ресурсного аутсорсинга, упоминавшийся выше – аренда зданий и помещений – является, по-видимому, одной из «древнейших» разновидностей аутсорсинга. Однако сегодня все чаще речь идет не только и не столько о традиционной аренде офисных помещений, сколько об аренде производственных мощностей и целых производственных комплексов.

В последнее время на Западе становится все более популярным идеи отделения собственного бизнеса от используемого имущества.

Утверждается, что ценность бизнеса заключается не в материальных активах, а в тех продуктах и услугах, которые производятся на этих активах.

Некоторые расчеты, проведенные, в частности, специалистами фондового рынка, показали, что стоимость простаивающих и, по сути, убыточных активов, находящихся на балансе компаний, может достигать 30% номинального размера акционерного капитала этих компаний.

Отсюда возникает вопрос: насколько выше котировались бы акции этих компаний без подобного балласта, с одной стороны, а с другой – какой дополнительный эффект можно было бы получить, найдя отдельное применение простаивающим активам.

Еще один вид ресурсов, которые можно было бы получать из внешних источников – трудовые ресурсы. Как на Западе, так и в России уже известны примеры функционирования компаний-держателей персонала (payroll companies).

К услугам подобных компаний, содержанием деятельности которых является фактически предоставление в аренду персонала, прибегают фирмы, желающее разрешить извечное противоречие между текущей необходимостью дополнительных трудовых ресурсов и долгосрочной нецелесообразностью раздувания штатов.

В частности, в России подобные услуги практиковали некоторые кадровые агентства, хотя необходимо отметить, что основными и порой единственными их «арендаторами» являлись западные компании, действующие на российском рынке.

В зависимости от объема передаваемых стороннему исполнителю функций выделяют:

  • максимальный (полный) аутсорсинг обозначает договор, по которому штат сотрудников, а возможно и активы, относящиеся к основной деятельности компании, передаются поставщику услуг на время действия контракта;
  • выборочный (частичный) аутсорсинг предполагает, что значительная часть подразделений остается в ведении клиента;
  • при совместном аутсорсинге стороны являются партнерами. В последнее время понятие «совместный аутсорсинг» часто используется для описания субдоговоров, предполагающих наличие нескольких поставщиков услуг;
  • промежуточный аутсорсинг используется в случае, когда компания, как правило, имеющая своих специалистов с высоким уровнем квалификации, передает управление своими подразделениями третьей стороне;
  • при трансформационном аутсорсинге компания приглашает поставщика услуг, который полностью осуществляет работу подразделения, разрабатывая и создавая новый продукт и передавая его впоследствии клиенту.

Такой аутсорсинг отличается от полного лишь тем, что переход сотрудников и активов не окончателен: после завершения проекта клиент вновь обретает полный контроль.

Такие услуги идентичны услугам общих консультантов. Различие лишь в том, что при трансформационном аутсорсинге поставщик действует достаточно независимо от персонала клиента.

Основными причинами обращения всё большего количества как зарубежных, так и отечественных компаний к аутсорсингу является усложнение коммуникационной среды и бизнес-процессов, создающие неприемлемую для компаний нагрузку, стремление получить максимальное качество выполнения бизнес-функций и сократить при этом собственные издержки, а также возможность высвободить ресурсы и сосредоточиться на основной деятельности компании.

В настоящее время наблюдается тенденция к широкому использованию аутсорсинга во всех отраслях и секторах экономики. По виду передаваемых функций выделяют производственный, IT-аутсорсинг и аутсорсинг бизнес-процессов.

Производственный аутсорсинг – передача участков своего производства сторонним производителям. Схема аутсорсинга может закладываться уже изначально при организации производства. Примером может служить деятельность рекламных агентств, использующих печатные мощности типографий, или некоторые винные дома, приобретающие виноматериалы и разливающие собственные марки.

Производственный аутсорсинг позволяет компаниям оптимизировать производственные процессы и диверсифицировать выпускаемую продукцию, сосредоточиться на разработке новых продуктов и услуг, увеличить гибкость производства, вести бизнес на рынках с дешевой рабочей силой, что особенно важно для достижения конкурентного преимущества в условиях быстро меняющихся технологий и спроса.

Интересно
Аутсорсинг информационных технологий (ИТ-аутсорсинг) – наиболее развитый вил услуг аутсорсинга, что связано, безусловно, с устойчивыми тенденциями к расширению сферы применения информационных технологий во всех областях деятельности современных организаций.

Аутсорсинг бизнес-процессов представляет собой передачу сторонней организации отдельных процессов, которые не являются для компании основными, бизнесобразующими. Этот вид организации является наиболее динамично развивающимся направлением, причем максимальный рост показывают аутсорсинг административных функций, аутсорсинг в сфере финансов и бухгалтерского учета.

В практике любого бизнеса можно насчитать как минимум пять относительно обособленных этапов его становления, сообразно этому идет развитие аутсорсинга.

Реализация бизнес идеи. Первичное вложение капитала в реализацию какой-либо идеи по сути своей – начальный предпринимательский риск, когда индивидуальная бизнес-идея начинает работать и приносить отдачу. На этом этапе решается задача достижения максимального уровня рентабельности.

По этой причине практически все делается руками «инициативной группы», как правило, владельцами (акционерами) бизнеса, по сути единомышленниками, обладающими желанием делать то, чего нет на рынке. Что не может быть сделано собственными силами – не делается вообще.

На аутсорсинг на этом этапе практически ничего не отдается, но формируется образ того, что может быть передано при условии появления свободных финансов. Уже на этом этапе появляется дилемма: какого направления придерживаться – нанимать специалиста или выделять функцию на аутсорсинг, т.е. воспользоваться услугами стороннего поставщика, субподрядчика.

С ростом компании (продаж и т.д.) начинается второй этап, связанный с управлением функциями. Аренда офиса, новые потребности в телефонах, офисной технике, найм 2-3, максимум пяти сотрудников, занимающихся продажами, бухгалтерией, делопроизводством, арендой автотранспорта для доставки товаров потребителям (если это не делают сами владельцы), аренда складских помещений – для всех этих ресурсов возникает потребность приобретения их на стороне.

Задача менеджера компании состоит в приобретении недостающих ресурсов, соответственно задача аутсорсинга – в обеспечении недостающих ресурсов.

С ростом оборотов компании и направлении большей части прибыли на ее развитие происходит постепенное формирование всех функциональных подразделений и служб.

Владельцы компании становятся финансово независимыми и уже имеют необходимую структуру контроля за работой компании. Начинается этап управления процессами.

Прорабатываются вопросы стратегического развития, ставятся долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели, разрабатываются видение и миссия компании на перспективу, составляются положения об отделах, должностные инструкции, схемы взаимоотношений отделов, разрабатываются критерии эффективности каждого вида работ и т.д.

Интересно
Появляется возможность проводить оценку и сравнивать стоимость оказания аналогичных услуг на стороне. Если услуги аутсорсинговых компаний оказываются дешевле, то принимается решение отдать соответствующую функцию на аутсорсинг, но делается это не случайным образом, а выбирается надежный партнер для долгосрочных отношений.

Конечной целью аутсорсинга на этом этапе является снижение затрат при условии сохранения текущего качества продукции (услуги). На этом этапе происходит определение приоритетов: что важнее для владельца компании – обладать или управлять?

Если превалирует первый мотив (обладать), то компания идет по пути создания дочерних фирм – вспомогательные или сервисные подразделения приобретают статус самостоятельно хозяйствующих единиц.

Причем вновь образовавшиеся фирмы уже имеют возможность оказывать соответствующую услугу не только материнской компании, но и третьим лицам, т.е. становятся по сути своей аутсорсерами.

Нужно отметить, что в России превалирующим стал именно мотив «обладать», поскольку большинство руководителей компаний опасается распространения конфиденциальной информации о деятельности их компаний и не верит в чистоплотность сторонних аутсорсеров. 

Если же важнее мотив «управлять», то собственные подразделения могут быть ликвидированы и все больше услуг будет приобретаться у других компаний на основе аутсорсинга; или же сотрудники специализированного отдела приобретут статус сотрудников вновь образовавшейся фирмы, работающей первоначально только под заказ материнской компании.

Достаточно часто мотив «обладать» побуждает к поглощению или захвату других компаний, а мотив «управлять» – к созданию альянсов.

Стремление к обладанию приводит к появлению групп юридически самостоятельных компаний, связанных между собой определенной деловой активностью.

Таким образом, имеет место четвертый этап – управление сетями. Каждая операция бизнес-процесса выполняется профессионалами более высокого уровня, она доводится до автоматизма, за счет чего существенно увеличивается качество продукции, растет оборот.

Следующий этап связан с дальнейшим развитием процесса управления сетями, закономерно выливаясь в управление знаниями. Функции материнской компании сводятся в этой ситуации к грамотному размещению заказов.

В результате численность работников компании уменьшается (вплоть до того, что владелец компании может остаться один или со своими ближайшими соратниками), доходы могут вырасти в десятки раз, соответственно появляется больше возможностей для разворачивания новых бизнес-идей. Аутсорсинг становится принципом управления. По такой схеме уже работают многие компании во всем мире.

Таким образом, создается возможность получения наилучших с точки зрения качества услуг и гибкости в осуществлении процессов трансформации оперативных и управленческих структур, и все это в рамках общей стратегии развития компании.

Преимущества аутсорсинга:

  1. Рост рентабельности бизнеса. Аутсорсинг позволяет сократить издержки обслуживания бизнес-процесса.
  2. Экономия на масштабах. Специализированный посредник, который берет на себя выполнение определенной функции, может оказывать такие услуги сразу множеству компаний, что позволяет ему достичь большого объема продаж и минимизировать себестоимость своих услуг.
  3. Концентрация всех усилий на основном бизнесе.
  4. Привлечение чужого опыта. Аутсорсинговая компания специализируется на определенном виде деятельности и обслуживает большое количество фирм, что позволяет ей досконально разбираться во всех текущих вопросах и использовать наработанный опыт.
  5. Надежность и стабильность. Аутсорсинговая компания несет ответственность за выполняемую работу в соответствии с договором на обслуживание и действующим законодательством, а в некоторых случаях наделена правом неразглашения информации о клиенте третьим лицам.
  6. Гибкость масштабов бизнеса. При увеличении (сокращении) масштабов бизнеса предприятию необходимо будет нанимать (сокращать) работников, нести затраты по их обучению и повышению квалификации, оборудованию рабочего места и обновлению программного обеспечения, платить налоги из фонда оплаты труда, и т.д., что требует определенного времени и дополнительных издержек и ведет к снижению мобильности бизнеса и росту расходов. Для аутсорсинговой компании рост или сокращение масштабов бизнеса заказчика будет сопровождаться лишь пересмотром стоимости услуг, передаваемых на аутсорсинг. Которые отражаются в расходной части баланса и влияют на оптимизацию налогооблагаемой базы.

Решение об аутсорсинге несет в себе не только выгоды, но и определенные риски. Именно риски заставляют многие компании, в том числе и в России, где риски ведения бизнеса достаточно высоки, отказываться от аутсорсинга и самостоятельно заниматься выполнением тех или иных функций.

Риски использования аутсорсинга:

  1. Опасность вывода за свои пределы слишком многих видов компетенции и лишения части собственных ресурсов и возможностей. В таких случаях компания рискует утратить виды деятельности, которые возможно ранее обеспечивали ей успех на рынке. Важно адекватно оценить, выводить какой-либо вид деятельности на аутсорсинг, или развивать данный бизнеспроцесс внутри компании.
  2. Опасность несоблюдения конфиденциальности. Обычно аутсорсинговая компания ответственно гарантирует, что утечка информации о заказчике исключена. В аутсорсинговой фирме действует положение о коммерческой тайне клиента, нарушение которого нанесет ущерб прежде всего самой аутсорсинговой компании. Передача информации о деятельности клиента производится только в соответствии с действующим законодательством. Решение о законности требования о выдаче информации выносится после анализа ситуации юристами аутсорсинговой компании. Утечка информации может позволить конкурентам создать продукт с лучшими потребительскими характеристиками и выиграть борьбу за клиента.
  3. Опасность банкротства аутсорсинговой компании. Как и любая фирма, аутсорсинговая компания потенциально может обанкротиться, что рождает дополнительные проблемы по поиску другой аутсорсинговой фирмы и передаче ей всех дел.
  4. Зависимость от поставщиков услуг. Передача разным поставщикам услуг некоторых функций на аутсорсинг может сдерживать процесс инноваций и совершенствования продукта.
  5. Конфликт целей и интересов. Поставщики и покупатели, как правило, имеют различные цели и интересы. Например, поставщик надеется на долгосрочное и устойчивое сотрудничество со своим клиентом, в то время как клиент рассчитывает, что аутсорсинг позволяет ему достигать гибкого реагирования на требования рынка.

В результате клиент может отказаться в какой-то момент от услуг данного поставщика просто потому, что изменились обстоятельства. Конечно, этот конфликт часто компенсируется за счет уровня цен на поставки продукции, но в целом он служит препятствием на пути к наилучшему пониманию между сторонами.

Опыт исследования корпораций показывает, что наиболее востребованной в компаниях с распределенной структурой является модель создания общих центров обслуживания, так называемый внутренний аутсорсинг.

Следует отличать централизацию от создания общих центров обслуживания. В то время как в условиях централизации обслуживающая компания нацелена на предоставление услуг на определённом уровне, в определённом объёме и на определённый результат деятельности, общие центры обслуживания сфокусированы на максимальном сокращении затрат без потери качества выполнения услуг при максимальном соответствии потребностям внутренних клиентов.

При создании общих центров обслуживания централизуются не все бизнес-процессы, а только те, которые способствуют сокращению затрат посредством выполнения большого объёма повторяющихся транзакций.

Общие центры обслуживания ориентированы на предоставление определенных услуг клиенту в соответствии с установленными требованиями и внутрикорпоративными стандартами качества. Оказание услуг фокусируется на потребностях бизнеса, выстраивании партнерских отношений с клиентом, стимулировании вовлеченного в процесс персонала.

Создание общих центров обслуживания позволяет холдингам экономить на издержках, повысить качество учётных процедур, упростить интеграцию вновь приобретаемых компаний в группу компаний, снижать временные затраты руководства на администрирование учётного процесса.

Общие центры обслуживания (ОЦО) — организационная модель выделения некоторых существующих бизнес-процессов из компаний группы в отдельные независимые службы.

Иными словами, это объединение во вновь созданной компании (едином центре обслуживания) одинаковых функций, которые ранее выполнялись каждой компанией группы отдельно.

Главным преимуществом такой организации является способность предоставлять одинаковые услуги компаниям группы, разбросанным территориально, и позволять им концентрироваться на выполнении своих основных функций.

Как правило, данные бизнес-процессы отвечают следующим внутренним требованиям:

  • бизнес-процесс не является ключевым с точки зрения клиента (потребителя) и не несет в себе высокой добавленной;
  • бизнес-процесс является трудоемким и требует специализации;
  • бизнес-процесс является высокозатратным, но возможна существенная экономия на эффектах масштаба.

Как правило в общие центры обслуживания передаются процессы где имеется возможность уменьшения издержек на осуществление каждой операции при увеличении объема операций, то есть возникает эффект масштаба.

Также операции, относящиеся к общим центрам обслуживания, должны:

  • носить массовый характер;
  • фокусироваться на добавленной стоимости;
  • быть стандартизированы;
  • быть автоматизированы.

Компании, в которых целесообразно создавать ОЦО, должны отвечать следующим требованиям:

  • низкий уровень финансового и коммерческого риска;
  • низкая степень правовых или регулятивных ограничений;
  • низкая степень зависимости от внешних клиентов;
  • низкая степень зависимости от продуктов или бизнес-направлений;
  • низкая степень разнородности информационных систем, требуемых для различных бизнес единиц (единство используемых компанией ITсистем);
  • территориальная разбросанность бизнес-единиц;
  • отсутствие необходимости постоянного контакта и близости к внутренним клиентам (бизнес-единицам).

Эффект от масштаба и снижение затрат будут проявляться тем сильнее, чем больше бизнес-единиц входит в структуру холдинга.

Например, сокращение затрат на осуществление бизнес-процессов достигается за счет:

  • концентрации большого количества операций в одном подразделении (центре);
  • использования современных технологий (интегрированной информационной системы, электронного бизнеса);
  • экономии времени и средств при переходе к новым технологиям и лучшей практике.

Возможны две модели организации ОЦО:

  • подразделение внутри компании;
  • самостоятельное юридическое лицо, стопроцентно принадлежащее компании.

В последнем случае с ОЦО заключается договор о предоставлении качественных услуг, в котором максимально подробно фиксируются все бизнес-процессы, ключевые показатели деятельности, взаимоотношения между поставщиком услуг (ОЦО) и их пользователями (подразделениями компании).

С учетом специфики деятельности компании определяются параметры будущего ОЦО: бизнес-процессы, организационная структура, организационно правовая форма, местоположение, программное обеспечение.

Опыт многих мировых и российских компаний — лидеров в области оптимизации корпоративного управления показывает, что выделение некоторых бизнес-процессов в общие центры обслуживания позволяет достичь значительного эффекта за счет внедрения передовых технологий, наилучших практик в обслуживании нужд каждого предприятия (в снабжении, ремонте и обслуживании оборудования, бухгалтерском учете и других функциях), повысить управляемость путем обеспечения эффективности процесса принятия решений, обусловленного единством структуры данных, стандартизации процессов в рамках компании и легкостью интеграции новых предприятий в существующую структуру компании.

Также общие центры обслуживания позволяют предприятиям сосредоточиться на главных целях производства и оптимизировать внутреннюю организацию своих многочисленных служб.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)