Л. Н. Толстой Изложение китайского учения: Великая наука

Основатель учения Кун-фу цзы родился и умер в царстве Лу (ныне китайская провинция Шаньдун). Воспитывала его мать, так как отец умер рано, когда сыну было всего три года. Жили в бедности. Но уже в пятнадцать лет будущий Кун-фу цзы твердо решает стать ученым.

Женившись в 19 лет (от брака у него были сын и две дочери), он поступает на государственную службу, надеясь, что так ему удастся реализовать свои идеалы, которые сформировались в непрестанном чтении древних книг и в размышлениях. Прослужив десять лет, он вышел в отставку с тем, чтобы полностью посвятить себя пропаганде своих идей.

Много путешествует вместе с учениками, надеясь заинтересовать своими идеями правителей раздробленного Китая. Но, проявляя уважение к мудрецу, правители напрочь отвергали его конкретные предложения. Вернувшись в родное царство Лу в 70-летнем возрасте, он за оставшиеся годы составил так называемой «конфуцианский канон», включающий в себя «Пятиканоние» и «Четверокнижие»:

Л. Н. Толстой Изложение китайского учения: Великая наука

Л. Н. Толстой Изложение китайского учения: Великая наука

До сих пор неясно, что именно написано Конфуцием, а что его учениками и последователями.

Кун-фу цзы приписывается редактура многих классических произведений, однако в настоящее время большинство ученых сходится на том, что единственный текст, действительно представляющий его идеи, – это «Лунь юй» («Беседа и высказывания»).

Он составлен из высказываний учителя, добросовестно записанных его учениками и оформленных в самостоятельный труд уже после смерти Кун-фу цзы.

Сам Учитель так охарактеризовал этапы своего совершенствования в «Лунь юе»:

«В десять лет я устремился помыслами в [пять аспектов] учения;

В тридцать лет установился;

В сорок – не сомневался;

В пятьдесят познал предопределение Неба;

В шестьдесят – ухо стало послушным [Небу];

В семьдесят – следовал желаниям сердца, не выходя за рамки
[естественного]».

Еще при жизни авторитет Кун-фу цзы был очень высок: многих привлекало его личное обаяние, честность, бескорыстное служение Идее и Истине. А после смерти многочисленные ученики (а их было у него около трех тысяч, семьдесят из которых впоследствии стали видными учеными) сделали все, от них зависящее, чтобы идеи Учителя донести до самых широких масс, особенно до образованной части населения тогдашнего Китая. Этому же добровольно служили и ученики учеников, и т.д. Именно благодаря их стараниям во II веке до н.э., время правления императора У-ди династии Хань, принципы конфуцианства были канонизированы и объявлены государственной идеологией, а Кун-фу цзы стал именоваться как «Великий мудрец – Учитель».

В IX веке н.э. конфуцианство окончательно одержало верх над буддизмом, а в XI веке н.э. – над даосизмом.

Кун-фу цзы уверенно можно считать отцом-основателем китайской педагогики и этики. Центральной идеей книги «Лунь юй», которая и объединяет конфуцианство в цельную систему, является понятие жэнь (буквально – «человеколюбие») – категория конфуцианской этики.

Интересно
Относительно этимологии этого слова и его семантики ученые спорят до сих пор, но никто не оспаривает, что в «Лунь юе» этот термин означает «любовь к людям». Когда один из учеников, Фань Цзи, задал Кун-фу цзы вопрос о смысле жэнь, тот ответил: «это любовь к человеку» (12, 22). Однако в определении жэнь «любовь» ни в коем случае не следует понимать как импульсивное, романтическое чувство или любовь к Богу (как и любовь Бога к людям). Не учил Кун-фу цзы и любви к свом врагам.

Жэнь – это «естественное инстинктивное и человеческое чувство, но благодаря образованию оно окультуривается и делается цивилизованным. Таким образом, жэнь является средством проведения разграничения между людьми и другими живыми существами. Правильно поняв это определение, легче уяснить другие категории конфуцианства…».

Принцип жэнь гласит: «Чего не желаешь себе, не делай другим».

Жэнь – это моральный идеал и цель воспитания. Но как же достичь жень? В «Лунь юе» Кун-фу цзы дал четкий ответ на этот вопрос: процесс преобразования личности Происходит благодаря практикею

«Термин ли чаще всего переводится на русский язык как «ритуал » или «обряд», а также «церемонии», «хорошие манеры», «вежливость» и т.п. В широком смысле жэнь включает в себя  всю совокупность общественной морали и социальной практики.

В более узком, но более точном, смысле жэнь обозначает общественно приемлемые формы поведения. Может показаться, что ли – это результат общественного развития и эволюции обрядов. Однако Кун-фу цзы подразумевает под ли особые социальные изобретения мудрецов древности, созданные для посвящения народа и установления общественного порядка…

Но если ли призваны поддерживать общественный порядок и мораль, то какое отношение они имеют к обретению качества жэнь! Ведь логичнее думать, что, если ли – прежде всего социальные нормы и установления, они способствуют развитию конформизма, а не индивидуальности. Но не следует забывать, что для Конфуция личность не есть нечто замкнутое и ограниченное – наоборот, личность существует только с другими личностями.

Ли как раз и определяют нормы человеческих отношений. Представления об индивидуальности вне человеческих отношений бессмысленны.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)