Генезис этнопедагогики

Вся история педагогики в той или иной мере этнична.

Сошлемся вновь на Педагогическую энциклопедию, которая была издана в 1929-1930 гг. XX века. В ней подчеркивалось, что «процесс воспитания в начале существования человечества естественнее всего представлять себе как стихийный, близкий к аналогичному процессу в мире животных…

Наряду с усвоением детьми практических знаний, которые им передавала окружающая их среда, шло, разумеется, и приобщение их к примитивному мировоззрению взрослых, то есть к религиозным верованиям первобытного человека, сперва к вере в души предков, затем, в результате длительной эволюции, к обожествлению природы и к более сложным формам политеизма, а у некоторых народов и монотеизма.

«Моральное воспитание, надо полагать, возникло на более поздних стадиях развития первобытного человека, причем содержание его диктовалось потребностями данной общественной организации, а форма ставилась в связь с религиозными верованиями…».

«Иначе обстоит дело в те времена человеческой истории, когда мы встречаемся со сложными и высокоразвитыми
общественными и государственными организациями. Здесь воспитание принимает характер планомерности и целенаправленности; наряду с так или иначе построенной практикой воспитания и обучения возникают теоретические идеи и даже целые системы педагогики».

Начиная с древних культур, воспитание и образование носило чисто этнопедагогический характер, хотя, естественно, такого понятия, как «этнопедагогика», тогда ещё не существовало.

Предлагаю вспомнить методы и формы воспитания в древних классических цивилизациях: Египте, Индии, Китае, Греции,
Спарте, Риме (об этом мы подробно говорили выше). И, действительно, одно дело было воспитывать, к примеру, детей
спартанцев, то есть будущих граждан военного материкового государства, а другое – маленьких граждан Афин, государства,
находившегося в оживлённых торговых морских сношениях с островами Эгейского моря и малоазиатскими городами, ведшего политику мирового (в тогдашнем смысле этого слова) масштаба, а внутри обладавшего постоянно прогрессировавшим до Пелопонесской войны (431-404 до н.э.) демократическим строем.

Интересно
Или Древний Рим – государство, прошедшее долгий путь развития от небольшой общины до огромной империи, чьи колониальные владения во много раз превосходили своими размерами метрополию. И хотя на организацию римского воспитания и образования немало повлияло подчинение Риму Греции, наука и искусство которой стояли несравненно выше, чем у завоевателей, однако во все времена особенностью римской педагогики, в отличие от эллинской, был тот трезвый практицизм, который пронизывал всю римскую жизнь.

Вспомните изречение Сенеки: «Мы учимся для жизни, а не для школы». Древний Рим, к примеру, дал миру ритора Марка
Фабия Квинтилиана. Вспомните его трактат «Об образовании оратора» – самый подробный (из сохранившихся) курс античной риторики с экскурсом в историю греческой и римской литературы. Этот труд – попытка сконструировать педагогическую систему. В нем содержится ряд тонких и глубоких соображений, многие из которых не утратили своего значения до сих пор. Например, отстаивается приоритет школьного образования перед домашним, критикуются телесные наказания, обосновывается важность правильного обучения языку, подчеркивается необходимость индивидуализации преподавания.

Раз уж мы заговорили о Квинтилиане, то нельзя не обратить внимание ещё на два момента:

  • во-первых, напомнить о тех требованиях, которые он предъявлял к учителю;
  • во-вторых, вспомнить ту историческую роль, которую педагогика.

Квинтилиана сыграла в дальнейших исканиях педагогической мысли (помимо суммы римского педагогического опыта): когда европейская мысль обратилась к изучению античной литературы, гуманисты, а за ними и педагоги Нового времени испытали на себе и отразили в своих сочинениях влияние идей римского ритора.

И всё же решающую роль в духовном и физическом развитии людей в греческой и римской древних цивилизациях играла народная педагогика.

Вспомните: в Древней Греции совершеннолетним считался только тот, кто посадил и вырастил хотя бы одно оливковое дерево.

Или взять Индию, вернее – индуизм. Его главную суть составляют следующие основополагающие положения:

  • почитание Вед (правда, в отдельных индуистских сектах это почитание носит чисто формальный характер);
  • вера в Бога в той или иной форме (в книге «Живые религии» Мэри Пат Фишер приводит рассказ некой Саралы Кхакрабарти: «В нашей индуистской религии, – говорит она, – мы поклоняемся Богу в какой-либо форме. Бог бесконечен, но мы не можем представить себе бесконечное. Нам необходим конечный образ, который можно любить как друга, как отца, как сына, как возлюбленного. Наши отношения с Богом именно таковы. Когда
    я думаю о нём, как об отце, когда я в беде, я молюсь ему, прошу его спасти меня. Всех хранит Бог, всех до единого. Я не единственное его дитя. Но я думаю, что Бог только мой. Я хочу от Бога всего. Бог не хочет от меня ничего. Он хочет только бхакти – преданности. Как мы любим Бога, так и Бог любит нас»);
  • понимание человека как спиритуальной (лат. spiritus дух, душа) сущности, то есть изначального творения Бога;
  • признание различий между духовным и материальным, вечным и преходящим, коррелируемых в доктринах сансары, мокши, кармы, дхармы;
  • развитая ритуальная культура.

Таким образом, именно народная педагогика, постепенно оформившаяся в древних цивилизациях в первые, ещё зачаточные, системы воспитания и образования, дала миру «толчок» для дальнейшего развития педагогической мысли и практики, то есть формирования профессиональной педагогики. Но даже при том общем, что характеризовало ту или иную педагогическую систему разных исторических эпох, каждое государство, решая те или иные задачи в воспитании и образовании, опиралось на этнопедагогические традиции.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)