Система воспитания в Исламе

Начну с мусульманской притчи:

Во время намаза Пророк Мухаммад долго не вставал из «сажда», совершавшие с ним намаз, после его завершения, спросили Пророка: «Что случилось? Может быть, к тебе явился ангел? Но ответ Пророка был прост: «Ко мне на шею уселся ребенок (внук), и я не мог встать, пока он не наиграется».

Эта притча – как бы эпиграф ко всей системе воспитания в исламе.

«Каждый из вас, – отдавал наставления своим последователям Пророк Мухаммад, – является защитником и блюстителем тех непосредственных обязанностей, которые его положение (в семье и обществе) накладывает на него, и несет ответственность за действия тех, кто находится в его подчинении или на его попечении. (Любой) правитель является также распорядителем (дел) и ответственным за тех, кто находится под его опекой. Мужчина в своемдоме является учредителем порядка для всех проживающих в его доме. (В свою очередь,) женщина является также распорядителем в отношениях со своим мужем и его детьми. Иными словами, каждый из вас является своего рода пастырем и ответственным за свою паству».

Как известно, в исламе подробно разработаны обязательства мусульманина (Фард), которые и составляют основу воспитания из поколения в поколение.

Фард в шариате делится на два вида: Фард айн – этот вид фарда предписывается исполнять каждому мусульманину индивидуально. Например, таухид.

Сюда относятся следующие заповеди:

  1. Познать единство Аллаха, изучать его атрибуты.
  2. Знать и верить, что Мухаммад – это посланник Аллаха для направления людей на истинный путь.
  3. Верить в истинность того, что все постановления ислама, сообщенные Мухаммадом, являются истинными и от Аллаха.
  4. Обязан сказать основную формулу (В душе свидетельствую, что нет на свете божества, достойного поклонения, кроме
    Аллаха, а Мухаммад послан Им, чтобы показать людям истинный путь) перед свидетелями и подтвердить, что Ислам – последний единственный путь Аллаха.
  5. Ежедневно совершать пятикратную молитву.
  6. В месяц рамадан ежедневно держать уразу.
  7. Чье достояние доходит до установленной нормы – давать бедным узаконенный закат.
  8. Имеющему достаток и возможность – совершить в жизни хотя бы один хадж в Мекку.
  9. От посевов, лесонасаждений, сенокосных угодий, пчелиных ульев давать бедным ушур (10%).
  10. Изучать и знать действия, совершаемые людьми, которые входят в фард: знать ритуалы их совершения.
  11. Ходить на пятничную молитву.
  12. Подчиняться воле Аллаха и совершать предписанные постановления.
  13. Каждое постановление шариата исполнять чистосердечно, только во имя Аллаха.
  14. По возможности постоянно помнить и не забывать в душе Аллаха.
  15. Не совершать действия, осуждаемые шариатом.
  16. За ранее совершенные грехи покаяться и настроиться больше их не совершать.
  17. Изучая природу, видеть в ней могущество и величие Аллаха.
  18. Быть довольным Аллахом за Его дары.
  19. Приступив к выполнению какого-либо действия, положиться на Аллаха.
  20. Если настигла какая-то беда (болезнь, смерть, катастрофа и т.д.), считать, что все это происходит по воле Аллаха, и проявлять сдержанность, терпеливость (остерегаться возникновения плохих мыслей по отношению к Аллаху).
  21. Считать Сатану своим врагом, остерегаться выполнить греховные поступки, внушаемые им.
  22. На словах и в любом деле быть на стороне истины и справедливости.
  23. На суде, будучи свидетелем, говорить исключительную правду, не искажать действительность.
  24. При необходимости обязан служить в армии, защищать родину.
  25. Обязан трудиться и добывать средства для содержания себя и своей семьи, чтобы мог спокойно выполнять предписанные постановления шариата.
  26. Одеваться по мере необходимости.
  27. По мере необходимости пить и есть.
  28. Каким бы то ни было путем, если попало чужое богатство, необходимо вернуть хозяину.
  29. Пропущенную молитву необходимо исполнить позже.
  30. Открывшему уразу по желанию несвоевременно – заплатить (освободить раба или держать уразу 2 месяца).
  31. Своевременно не выплатившему закат и ушур (10%) рассчитаться потом.
  32. Если кто-либо не смог расплатиться с долгами своевременно, обязан до смерти завещать своим наследникам, чтобы те рассчитались с долгами за него от части его достояния, которое
    остается как наследство.
  33. Наследники обязаны полностью рассчитаться с долгами, даже если им и не досталось от наследства ничего.
  34. Уразу, которая своевременно не держалась, восполнить.
  35. Муж обязан содержать жену, обеспечив честность и справедливость, не проявляя к ней актов насилия.
  36. Муж обязан подготовить для жены отдельный дом или комнату.
  37. Муж обязан обеспечить жену необходимой общепринятой одеждой.
  38. Муж обязан обеспечить жену необходимыми продуктами питания.
  39. Дети обязаны по возможности хорошо относиться к родителям, уважать и подчиняться (чтобы те были довольны).
  40. Дети обязаны содержать родителей, если они находятся в бедности.
  41. Отец обязан содержать малых детей.
  42. Мужчина обязан при необходимости содержать малолетних детей родственников и калек (если он сам калека или проживает в нищете – то освобождается).
  43. Если зарёкся (дал обет), нужно исполнить, коли это не выходит за рамки шариата.
  44. Если задумал совершить какой-либо ритуал или молитву – обязан исполнить.
  45. Если не смог исполнить задуманное (обещанное) – обязан рассчитаться выплатой штрафа (освободить раба, накормить бедняка).
  46. Когда слышишь чтение Корана – отставить все дела.
  47. Муж обязан от чистого сердца отдать жене махр (обещанное ей, при вступление в брак – это ее личное).
  48. Грязный перед шариатом (жунуб) человек обязан совершить полное омовение.
  49. Женщина после месячных обязана совершить полное омовение.
  50. После родов по выздоровлению (40 дней) женщина обязана совершить полное омовение.
  51. Среди единомышленников разъяснять установленные фарды.
  52. В кругу единомышленников вести агитацию за совершение добрых дел и воздержание от недозволенного шариатом.
  53. Воздерживаться от совершения запрещенных поступков.
  54. Любые ритуалы шариата (тахарат, гусул, молитву и др.) совершать со всеми предписаниями (фардами, входящими в эти действия).
  55. Принимать участие в оборонительном джихаде в военное время.

Фард кифая – это вид фарда считается достаточным исполнять некоторым мусульманам, тогда как другие освобождаются
от ответственности за невыполнение предписанной обязанности.

Сюда относятся заповеди:

  1. Досконально знать все постановления исламского шариата (то есть хорошо изучить мусульманское законодательство).
  2. Обучать невежественных мусульман исламскому шариату.
  3. Знать весь Коран наизусть.
  4. Производить общественно необходимые средства производства и средства потребления.
  5. Содержать старцев, у которых нет опекунов и которые не имеют средств к существованию.
  6. Оказывать помощь калекам, беспомощным, больным, у которых нет содержателей.
  7. Воспитывать сирот.
  8. Наведывать больных, справляться о здоровье.
  9. Покойника обмыть и одеть по шариату.
  10. Покойному перед похоронами прочитать молитву (джаназу).
  11. Выкопать могилу и похоронить покойника.
  12. Ответить на приветствие.
  13. Если человек чихнул и произнес «слава Аллаху», ответить: «Пусть тебе будет милость Аллаха».
  14. Когда произносят или слышат имя Пророка, к его имени обязательно добавляют слова салавата.
  15. Принимать участие в наступательном джихаде в военное время.

«Ислам оказал очень большое влияние на ментальность мусульман, – пишет Е.М. Богучарский, востоковед, арабист, чрезвычайный и полномочный Посланник, 40 лет проработавший в мусульманских странах. – Он наложил существенный отпечаток на их характер. Ислам воспринимается мусульманами не только как религиозная догма, но и как образ жизни, комплекс бытовых ритуалов и обычаев».

И далее:

«Влияние Ислама на частную жизнь и быт особенно заметно при рассмотрении отношения мусульманского общества к семье и семейной обрядности. Семейные отношения и традиции – это тот стержень, который пронизывает все общество. Семья – это первая школа, где учат ценить обычаи и традиции религии и своего народа. Именно поэтому Ислам уделяет большое внимание вопросам семьи».

По исламу, воспитание истинного мусульманина начинается не с детства, а еще до никаха его будущих родителей. Какую
жизнь ведет мать, отец, как живут, связав себя узами брака, какую пищу употребляют, как одеваются – все это важно. Правильное воспитание начинается с красивого имени и дозволенной (халаль) пищи. Вовремя сделать суннат мальчику – обязательно (это делается для того, чтобы ребенок жил, выполняя повеления Аллаха, и отстранялся от Его запретов). Проколоть ухо девочке и повесить серьги тоже считается хорошим делом.

Молодые родители должны строго выполнять свои обязанности по отношению к детям, хорошо воспитывать и стараться вырастить их настоящими людьми:

  1. Родители обязаны заниматься воспитанием детей с малых лет. Они должны оградить их от негативных влияний, воспитывать в них хорошие качества. Родители должны строго воздерживаться от употребления в своей речи нецензурных слов, лжи и не совершать плохих поступков. Родители должны относиться к детям серьезно, справедливо и великодушно, чтобы они могли перенять у них положительные качества.
  2. Родители должны уделять внимание и обеспечивать такие первоначальные потребности ребенка, как сон, еда и др., чтобы он вырос здоровым и умным.
  3. Родители ответственны за обучение ребенка и должны в определенное время (обычно, когда ребенку исполняется 7 лет) отдать его в школу, чтобы он научился грамоте и хорошему поведению.
  4. В определенный момент родители обязаны ознакомить своих детей с традициями общества и научить его общепринятым нормам поведения в обществе. Каждое религиозное предписание предназначено для определенного возраста, все они становятся обязательными к совершеннолетию.

Истинный родитель-мусульманин знает, как найти подход к душам своих детей и привить им мудрость и хорошие нравственные качества. Для этого он использует такие разумные методы воспитания, как хороший личный пример, доброта и простота в обращении и общении с детьми, проявление о них должной заботы, милосердие, приветливость, любовь, внимание, справедливость, сердечное отношение, руководство и старание направить их на путь истинный с помощью мягкости, не имеющей ничего общего со слабостью, и строгости, которую он не смешивает с суровостью.

Благодаря этому его дети растут в атмосфере любви, внимания и нежности, что неизбежно приводит к тому, что из них получаются благочестивые, верные, праведные, гармонично развитые, трезвомыслящие, щедрые и ответственные люди. Все это является само собой разумеющимся для каждой семьи, воспитанной на принципах ислама и установлениях Корана.

«Коран предостерегает, что, если родители пренебрегут своими обязанностями по отношению к потомству и оставят после
себя поколение, поведение которого выходит из всяких рамок приличия, тогда им предстоит ответить за это перед Аллахом. И вновь родители предупреждаются,.. .они несут ответственность за формирование характера ребенка (Аль Ан’ам, 6:152)

Не только к собственным детям, но и ко всему молодому поколению в целом следует относиться с любовью, заботой и уважением, убежденно говорил Святой Пророк Ислама, да пребывают с Ним мир и благословения Аллаха.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)