Концепция самоактуализации Абрахама Маслоу

А. Маслоу – американский ученый – больше известен как психолог, один из лидеров «гуманистической психологии», разработавший иерархию потребностей, в которой высшее место отводил потребностям в творчестве и самоактуализации личности.

Но и для педагогики очень важно искать стимулы в преобладающей сфере потребностей, опираясь на достигнутый уровень
их развития.

«Тщетно взывать, – пишет И.П. Подласый, – к высоким чувствам и прибегать к изысканным побуждениям, если человек не способен еще ни понять, ни принять того, к чему его зовут. Это очень важный вывод, а утверждение А. Маслоу, что большинство людей лишь удовлетворяет свои физиологические потребности, подсказывает, в какой сфере нужно искать стимулы в первую очередь. Стимулирование по мере накопления опыта развития интеллектуальной и эмоциональной сфер должно развиваться по восходящей: каждый новый стимул в чем-то превосходит предыдущий».

Следует заметить, что само понятие «самоактуализация» – одно из родовых гуманистической педагогики. Сам же А.Маслоу в это понятие вкладывал множество смыслов, но для гуманистической педагогики (направления в современной теории и практике воспитания, возникшее в 60-х годах XX века в США как педагогическое воплощение гуманистической
психологии, где в центре внимания уникальная целостная личность, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей и открытая для восприятия нового опыта), скорее всего, важным является следующее: самоактуализация – стремление к самоосуществлению, к актуализации того, что содержится в качестве потенций. Человек стремится стать тем, чем он может быть.

«Средний человек, – писал А. Маслоу, – это полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями».

А отсюда он предлагает следующую трактовку природы личности: человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию, люди – сознательные и разумные сознания, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности; для изучения человека как уникальной, целостной, открытой и саморазвивающейся системы А. Маслоу использовал понятие: «self actualization».

Самореализующиеся люди «гораздо более самостоятельны. Они подчиняются прежде всего внутренним, а не общественные детерминантам или детерминантам окружения. Этими детерминантами являются законы их собственной внутренней природы, их потенциальные возможности и способности, их таланты, их скрытые ресурсы, их творческие импульсы, их потребность познать самих себя и стать более целостными людьми, лучше понять, кем они являются на самом деле, чего они на самом деле хотят, в чем состоит их призвание или какой должна быть их судьба», – писал А. Маслоу в работе «Психология бытия».

Из всех обширных размышлений А. Маслоу, на мой взгляд, следует выделить педагогический аспект. И здесь нельзя не согласиться с Рапацевичем Е.С., составителем Большой современной энциклопедии «Педагогика», который пишет:

«Вряд ли уместно утверждать, что «рафинированная» самоактуализация должна непременно стать целью и смыслом образования. Однако если иметь в виду, что потребность в реализации физических и психологических сил наиболее актуальна в подростковом и юношеском возрасте, для которого характерны рост самосознания, переход от внешней детерминации деятельности поведения к самодетерминации, то весьма важной для старших школьников становится помощь взрослых в определении направления и способов самореализации».

А это уже связано с вполне реальной организаций педагогической поддержки процессов самопознания, самопонимания, адекватного отношения к себе.

Педагог, рискнувший создать условия для самоактуализации своих воспитанников, по мнению Е.С.  Рапацевича, должен, во след А. Маслоу, учитывать следующие основные позиции:

  1. Человек свободен и ответственен за свои решения, какой образ жизни выбрать и как стремиться актуализировать свой потенциал; чем старше человек, чем выше поднялся в иерархии потребностей, тем он свободнее.
  2. Поведение человека регулируется рациональными силами, принятием рациональных решений и стремлением рационально актуализировать свой потенциал.
  3. Человек рассматривается как единое целое. «Именно Джон Смит хочет есть, а не желудок Джона Смита», потому человек является целостным существом, стремится к самоактуализации.
  4. Умеренный конституционализм, выращенный в концепции мета-потребностей с использованием таких терминов, как «врожденное стремление», «инстинктивный», «присущий человеку», означает, что стремление актуализировать свой потенциал есть врожденное, а не приобретенное качество.
  5. Постоянное стремление к личностному росту, когда люди обладают способностью решать, какими они хотят стать, приводит к тому, что личность непременно меняется.
  6. Каждый человек уникален в выражении этих потребностей, то есть человек стремится актуализировать уникального себя в соответствии со своей собственной оценкой.
  7. Несмотря на то, что потребности являются врожденными, значительная роль отводится ситуационным переменным, то есть влиянию мотивации (врожденных потребностей) и социальному и физическому окружению, оказывающему влияние на поведение человека.
  8. Автор склоняется к положению гетеростаза, ведущего к вершинам личностного роста, однако человек не все время стремится к росту – часть его жизни включает переживание разрядки напряжения.
  9. Людей нельзя изучать традиционными методами, именно поэтому они непознаваемы, традиционное изучение человека по частям необходимо заменить таким подходом, который позволит людям демонстрировать свой субъективный опыт в холистической манере (как иерархию ценностей).

С самого начала и по сей день разработанная А. Маслоу теория самоактуализации вызывала и вызывает жаркие дискуссии
и даже – протесты. Однако нельзя не признать, что стремление к самоактуализации есть стремление к самоутверждению за счет проявления, а также специфического включения целого набора личностных структур сознания, и не учитывать все это в воспитательном процессе нельзя.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)