Мысли о воспитании Джона Локка

Идеи Бэкона развил другой великий англичанин – Джон Локк. Работа «Мысли о воспитании» была опубликована в 1693 г. В ней мыслитель изложил свои взгляды «на воспитание джентльмена – человека, уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью убеждений».

Но, прежде чем подойти к проблеме воспитания, Локк серьезно и основательно изучал средства и механизмы человеческого познания.

И здесь он также продолжил традиции, заложенные Ф.Бэконом: не следует ни преуменьшать трудностей познания, ни пугаться их: «… Нам весьма вредно думать, что мы все в состоянии понять или что мы ничего не способны понять».

Наши знания должны служить практической деятельности людей, а этой целью определяются как пределы познавательных усилий людей, так и в общем оптимистическая оценка достигаемых результатов.

Он считал, что нет никакой фатальной предопределенности, будто человек уже от рождения как бы получает карт-бланш: быть ли ему интеллектуалом или оставаться примитивным и неразвитым существом. Человек должен всю жизнь развивать себя, свой разум, свои способности.

«Путь этот нелегок, – пишет известный исследователь западно-европейской философии XVIII века И.С. Нарский, – ибо слабость детского ума и подверженность его любым влияниям, болезни и предрассудки, краткость жизни и наступающая иногда путаница в идеях – все это затрудняет и усложняет деятельность познания. Но Локк, предупреждая против некритического и наивного представления о человеческих возможностях, предостерегает и против неоправданного и вредного пессимизма: слабый разум человека в состоянии развиться и стать могучим, он обладает способностью к усмотрению истин, так что человек может положиться на себя и свой опыт».

Задача воспитания, по Локку, – создать здоровый дух в здоровом теле. Поэтому необходимо обратить внимание, прежде всего, на физическое развитие. Дисциплина тела и дисциплина духа – такова господствующая педагогическая идея.

Не нужно применять к детям телесные наказания, но следует действовать на них похвалой и порицанием, в результате чего у детей разовьется дисциплина естественных последствий их поступков. Локк – решительный сторонник индивидуального воспитания.

По его мнению, «даже недостатки домашнего воспитания несравненно полезнее приобретенных в школе знаний и умений». Школа представляется Локку сообществом дурно воспитанных порочных мальчишек «всякого состояния». Вместо школы – гувернер, вместо трудового воспитания – развитие приятных манер, светскости, степенности как главная цель воспитания.

Таким образом, на первое место Локк ставит воспитание, а обучению он отводит второстепенную роль. Цель обучения – не создание ученых людей, а подготовка практически образованных, деловых людей, в чем как раз и нуждалась капиталистическая система (сегодня, в какой-то мере, мы  воплощаем эту идею).

В число предметов обучения, необходимых для всех детей, Локк ставит письмо, рисование, родной язык, французский, сведения из географии, арифметики, геометрии, астрономии, истории, анатомии, естествознания, счетоводства и бухгалтерии. Необходимы танцы, езда верхом, фехтование.

Таким образом, по замыслу Дж. Локка, его педагогическая программа должна была решать две не совпадающие друг с другом задачи:

  1. Приучить детей низших классов к прилежанию, послушанию, набожности.
  2. Воспитать преуспевающего делового человека и джентльмена.
  3. Первой части программы была посвящена его статья «О рабочих школах» (1696).

Воспитание – это многогранный, многосторонний творческий процесс. Но, осуждая рутину схоластического обучения, Локк, выступая в пользу не классического, а реального образования, пренебрег эстетическим воспитанием. Но при этом особое значение придавал нравственному воспитанию, так как, по его мнению, при воспитании будущего
джентльмена «нужно главное внимание обращать на учтивость манер и знание света».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)