Связь этнопедагогики с народной педагогикой и педагогической антропологией

Основа теоретической и практической педагогики, её «проматерь» – народная педагогика. Её можно определить как область эмпирических педагогических знаний и опыта народных масс, выражающихся в господствующих в народе воззрениях на цели и задачи воспитания, в совокупности народных средств, умения и навыков воспитания и обучения.

В русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика» ввел К.Д. Ушинский, который считал, «что первые блестящие попытки русской народной педагогики» можно увидеть в произведениях устного народного творчества.

И действительно, вспомним великого А.С. Пушкина. Из Михайловского, где поэт находился в ссылке, он писал своему другу П.А. Вяземскому:

«… Покамест я один – одинешенек; … валяюсь на диване и слушаю старые сказки да песни».

К ним у поэта была большая страсть ещё с детства:

Но детских лет люблю воспоминанье.
Ах! Умолчу ль о матушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шёпотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы. «Сон»

А позже поэт писал:

«Изучение старинных песен и сказок и т.п. необходимо для совершенного знания свойств русского языка. Критики наши напрасно ими презирают».

Следовательно, в народной педагогике – и на это надо обратить особое внимание – источниками изучения являются произведения фольклора, но, непременно, с педагогическим содержанием и направленностью, этнографические материалы, народные воспитательные традиции, игры и игрушки, народные и молодежные праздники, опыт семейного воспитания и прочее.

Интересно
Важно остановиться и на педагогической антропологии. Это – «самостоятельная отрасль науки об образовании, целостное и системное знание о человеке воспитывающем и воспитывающемся как субъекте и объекте образования, интегративная наука, обобщающая различные знания о человеке в аспекте воспитания и обучения».

Кроме того, это – «основание педагогической теории и практики, методологическое ядро педагогических наук, которое вбирает в себя научные знания о человеке, полученные в процессе образования. В этом значении педагогическая антропология ориентирует педагогику на разработку и применение особого антропологического подхода», который предполагает «соотнесение любого знания об образовательных явлениях и процессах со знаниями о природе человека, связывает получение педагогического знания методом, обеспечивающим интеграцию человека в педагогику, опирается на антропологическую аксиоматику, на основе которой строятся теория и методология проблемы становления и развития личности».

Это направление сформировалось в Западной Европе в середине XX века (особенно в Австрии, ФРГ, Швейцарии. Наиболее яркие его представители: О.Ф. Больнов, И. Дерболав, Г. Рот, А.Флитнер).

Считается, что в качестве самостоятельной отрасли знания она начала разрабатываться К.Шмидтом в Германии и К.Д.
Ушинским в России в 60-х годах XIX века. В фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»

К.Д. Ушинский писал, что «воспитывать человека во всех отношениях» можно, лишь «узнав его во всех отношениях».  По его мнению, «воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых великих деяний, историю зарождения всякой страсти и всякого характера. Только тогда он будет в состоянии почерпать в самой природе средства воспитательного влияния – а средства эти огромны».

После установления советского режима были закрыты практически все педагогические исследования, которые стремились
органически слить человековедение с образованием. Это было связано с разгромом педологии, что привело к утверждению
так называемой «бездетной педагогики».

А теперь непосредственно об этнопедагогике. Хотя она и имеет более глубокие исторические корни, но, если говорить о ее современном месте в педагогическом наукоучении, является как бы «дочерью коллективных родителей»: общей педагогики, народной педагогики, педагогической антропологии, педологии. В каждом из этих направлений можно найти то, что в той или иной форме присуще и этнопедагогике.

Но, думается, более правильно все же будет сказать, что истоки всех вышеперечисленных направлений берут начало в живительном роднике этнопедагогики. Именно она оплодотворила и оплодотворяет и общую педагогику, и народную, и педагогическую антропологию, и педологию. Здесь все взаимосвязано, а принятое членение зачастую чисто условное.

Уже само название «этнопедагогика» говорит о том, что включает в себя это направление.

Первая часть слова – ЭТНО… – происходит от греческого ethnos – народ, то есть эта педагогика основывается на народных
традициях и учитывает специфику этнического самосознания. Но здесь возникает вопрос: а чем же тогда она отличается от
народной педагогики? Да, это – очень близкие понятия. Но все же ниша у каждого из них своя.

Этнопедагогика в своей основе опирается на этнопсихологию – междисциплинарную отрасль знания, изучающую этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования национального самосознания, этнических стереотипов и т.д.

Интересно
Таким образом, если народная педагогика фиксирует и передает из поколения в поколение какие-то специфические особенности воспитания того или иного народа (этноса), то этнопедагогика направлена на научное изучение, обобщение, анализ, на основе которого определяются не только стереотипы, но и проводится такой анализ, выявляются положительные (сильные) и отрицательные стороны тех или иных этнических традиций в воспитании, ибо этническая специфика играет огромную роль, не учитывать которую в педагогической практике просто невозможно.

И на эти моменты очень важно обратить особое внимание. Этнопедагогика теснейшим образом связана с педагогической
антропологией, то есть с целостным и системным знанием о человеке. Ориентируя педагогику на разработку и применение особого антропологического подхода, педагогическая антропология не только не исключает этнических особенностей, но, напротив, особо выделяет их в средствах воспитательного и образовательного влияния.

Обратите внимание на этнические стереотипы.

Это – относительно устойчивые представления о моральных, умственных и физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей.

В содержании этнических стереотипов, как правило, зафиксированы оценочные мнения об указанных качествах. Кроме того, здесь могут присутствовать и предписания к действию в отношении людей данного этноса.

Этнические стереотипы принято подразделять на:

  • Автостереотипы – мнения, суждения, оценки, относимые к данной этнической общности ее представителями. Как правило, автостереотипы содержат комплекс положительных оценок, но это далеко не всегда (пример: «Слова назидания» Абая);
  • Гетеростереотипы — это совокупность оценочных суждений о других народах. Они могут быть как положительными, так и отрицательными, в зависимости от исторического опыта взаимодействия этих народов (различные … фобии, составляющие вторую составную часть сложных слов, обозначающих нетерпимость, или весьма негативное отношение к представителям той или иной национальности).

Этнопедагогику невозможно рассматривать вне духовности.

Как справедливо писал в одной из последних своих работ академик Академии педагогических наук К.Ш. Шулембаев, «Человек и Дух в известном смысле – однопорядковые понятия: как нельзя представить человека бездуховного, так невозможно представить и дух без человеческого проявления. Абсолютизация каждого из них может привести к абсурду, иррационализации их сущности. Отделенный от духа Человек перестает быть человеком. Оторванный от человека дух приобретает мистический характер, превращаясь в надмировую силу».

Именно духовные корни и ценностные ориентации обеспечивают преемственность поколений, связь между ними. Общий
стержень, который крепит связь поколений, – это общечеловеческие представления о месте каждого из нас в этом мире, это веками сложившиеся правила нашего совместного проживания, это, наконец, общечеловеческая мораль – фундамент нравственности и ответственности перед обществом.

Важно также обратить внимание еще на одну существенную сторону рассматриваемой проблемы. Известно, что умственная и чувственно-предметная деятельность, интеллектуальный и эмоциональный рост формирующегося индивида в решающей степени стимулируются или сдерживаются, ограничиваются семейным воспитанием. При этом надо иметь в виду, что в первые четыре-пять лет жизни человека формируется 50 процентов его интеллекта, причем способности к восприятию и усвоению внешних влияний в этот период особенно велики. Именно это и учитывают наиболее дальновидные религиозные воспитатели и педагоги, ставя во главу угла силу личного примера родителей. К примеру, на очень интересную деталь в системе передачи религиозных знаний и исламских традиций из поколения в поколение в казахских семьях обратил внимание К.Ш. Шулембаев.

В монографии «Образ жизни. Религия. Атеизм» он писал:

«Наши многолетние наблюдения показывают, что дедушки и бабушки у казахов никогда не говорят своим детям, внукам напрямик: «Нужно верить в Аллаха»; они говорят… будто не имеющие религиозного смысла слова: «Так поступали наши предки», «Это полагаетсяделать по нашему народному обычаю»… Это один путь. Другой путь: осуждая те или иные поступки в поведении своих детей, внуков, старшие вооружают их теми запретительными установками (табу), которые берут свое начало от религиозной идеологии и которые у детей со временем превращаются в стереотип мышления и действия».

На наш взгляд, в этих словах очень точно и лаконично описано то, что мы называем «народным исламом», благодаря которому казахи не утратили связь с истоками своей религии даже в условиях жесточайшей антиисламской пропаганды, сохранили приверженность ее духовным ценностям. «Здесь уместно отметить одну особенность, которая характерна для ислама в Казахстане, а именно то, что верующие в большинстве своем вполне удовлетворяются простым упоминанием Аллаха, пророка Мухаммада, не требуя от служителей культа пространного объяснения тех или иных вероучительных положений, и тем существенно облегчают их участь… Казахстанские верующие отдают предпочтение различным народным преданиям (шежіре), а не религиозной мифологии, хотя от последней тоже не отказываются».

Все это имеет прямое отношение к этнопедагогике.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)