Проблема религиеведческой безграмотности и пути ее преодоления

Спор между «лириками и «физиками», гуманитариями и представителями технических профессий – извечен. И главный предмет спора – нужна ли будущим специалистам философия. При этом наиболее «интеллектуальные» инженеры любят приводить в качестве главного аргумента своих «доводов» знаменитую беседу русского философа Льва Шестова с великим физиком Альбертом Эйнштейном:

Лев Шестов: Что бы вы спросили у Ньютона, если встретили его: о Боге, вечности или физике? Альберт Эйнштейн: Ньютона? Конечно, о физике. О Боге и вечности все известно.

По при этом, как бы «случайно», опускается продолжение этого разговора – слова Льва Шестова:

– А для философа именно эти проблемы всегда неизвестны и  должны открываться всякий раз заново. Так как мы познаем мир через себя и посредством себя. Поэтому философия перед каждым новым поколением «открывается всякий раз заново», так как каждая новая историческая эпоха создает свою систему ценностей: материальных, общественно политических, нравственных, а значит, и свое мировоззрение, свою философию. Но создает она их не на пустом месте, или заново, отрекаясь от всего того, что уже было выработано человечеством.

В этом же русле сегодня ведется дискуссия по поводу искоренения религиеведческой безграмотности. Сторонники «чисто» светского образования категорически отстаивают его незыблемость, то есть исключают любые попытки религиозных деятелей включить в школьные и вузовские стандарты теологические дисциплины. Их оппоненты, напротив, добиваются включение таких дисциплин. Но при этом непримиримы позиции и у представителей разных конфессий.

Не менее важен и другой вопрос, какая именно система взглядов и представлений станет идеологий эпохи или того или иного общества. И, как представляется, это – те идеи и представления, в которых общество стремится осознать себя, оправдать истинность своего бытия. 

На стыке эпох – советской и постсоветской, да и раньше – авторитетные теологи, как известно, особую ставку делали на религиозное воспитание семей.

Так, православный епископ Григорий Грабе в статье «Любите чад своих: православное воспитание детей в наши дни» пишет: «Родители, желающие дать своим детям православное воспитание, во многом сильно чувствуют, что им в этом мешает окружающая среда и, в частности, школа. Это вполне естественно, поскольку мы живем среди иноверцев и инославных, а дети преподавателями в школах имеют людей, воспитанных в чуждых Православию началах. Все мировоззрение у них иное, чем у нас… Такое мировоззрение довольно навязчиво и редко терпит противоречие.

Что могут родители делать в таких условиях?

Прежде всего надо с раннего детства внушить детям, что они, как чада Православной Церкви, принадлежат к особому организму, имеющему свои законы и свое мировоззрение, во многом чуждые окружающему большинству. Дети должны еще до школы почувствовать это и знать, что лояльность по отношении к государству отнюдь не должна отражаться на их религиозных взглядах и их бытие. Их надо рано приучать к тому, что не следует бояться и стесняться того, что они в чем-то отличатся от окружающего большинства. Если они придут в школу предупрежденными в этом отношении и воспитанными в преклонении перед подвигом исповедничества, то им будет легче противостоять натиску, чуждого нам мировоззрения».

Интересно
«Прошли времена, – вторит своему православному коллеге один из авторитетов баптисткой педагогики Павел Болохов, – когда родители могли обезопасить своих детей, набросив на них приятное покрывало религиозных установлений». С этих слов он начинает одну из своих педагогических бесед «Родительское священство в семье». И далее, в противовес светскому образованию, призывает «добиться того, чтобы дома (верующих) были на столько насыщены присутствием Господа, чтобы дети буквально сталкивались и Ним на каждом шагу…».

Другой известный протестантский проповедник Макартур Д. младший в книге «Ваша семья» пишет: «Наши дети и воспитываются в безбожной системе образования, и что самое плохое, – многие родители не имеют даже времени, чтобы помочь своим детям. Родители заняты другими делами. Но если дети находятся под влиянием безбожной философии, родители не должны оставаться равнодушными к этой атаке, надеясь на то, что к конце концов все устроится само собой».

Конечно, все само собой не устраивается. Тем более, что за постсоветское время многие проблемы обострились. Ведь свободой и независимостью надо пользоваться тоже с умом. Мы, к примеру, стали свидетелями глобальной проблемы: растление молодежи СМИ. Неслучайно Папа Бенедикт XVI обратился со специальным Посланием, в котором призвал индустрию масс-медиа воздержаться при создании программ и игр, адресованных детям, от восхваления насилия и вульгарности и призвал воспитывать их «с помощью красоты, истины и доброты»; а несколько позже, обеспокоенный «нынешним кризисом веры», который, по его мнению, «является не чем иным, как кризисом христианской надежды», а также состоянием человека, «когда его материальные возможности не уравновешиваются способностью суждения сердца, становятся угрозой для него самого и для всего творения», вновь призывал остановиться и задуматься, особенно над воспитанием молодежи.

Проблема духовно-нравственного воспитания стала основанием для серьезной дискуссии по поводу включения в школьную программу теологических дисциплин.

Начало ей положил ныне покойный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Выступая в Кремле на XV юбилейных рождественских чтениях, он, оттолкнувшись от совершенно правильного тезиса о том, что «образование становится сегодня товаром», заявил: боязнь увидеть в классах священника – пережиток советского времени; нужно не только ввести в программу «Основы православной культуры» – предмет культурологический и конституционного принципа светскости не нарушающий, но и идти дальше.

Патриарх подчеркнул, что «Церковь имеет попечение обо всем, что затрагивает душу человека», а попытки «сделать религию исключительно «частным делом» человека, исключить ее из общественной жизни – явление деструктивное».

Такой подход вызвал резкое осуждение не только у неверующих граждан России, но и представителей других конфессий
и деноминаций. Так, глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, выступая на совещании «Этническое и религиозное многообразие как основа стабильности и развития российского общества», высказался категорически против введения в школах «Основ православной культуры».

«Нас не могут не беспокоить попытки придать новые оценки российской истории, связанные с возвеличиванием одного народа и принижением роли других, – сурово произнес Гайнутдин. – В нарушение принципа Конституции нашего государства уже в 74 субъектах введен в школах предмет «Основы православной культуры»! Преподавание только этого предмета ставит мусульман, иудеев и буддистов в положение младших братьев».

В дискуссию включились ученые и преподаватели вузов, школьные учителя и родители, верующие и неверующие.
Начались эксперименты. Были разработаны программы и школьные учебники по Закону Божьему и духовной культуре. Их активно стали внедрять в школьное образование. Конечно, Россия – самостоятельное государство, и оно вправе решать все вопросы без вмешательства со стороны.

Но так уж исторически сложилось: все, что происходит в России сегодня, завтра чаще всего повторится и у нас, в Казахстане. К счастью, нашему Министерству образования и науки, как говорится, хватило ума не поддаться соблазну, навязываемому духовными лидерами и их прозелитами во властных структурах: в девятых классах общеобразовательных школ был введен предмет «Основы религиоведения». Но у нас, к сожалению, очень часто все делается по известному афоризму Виктора Черномырдина: хотели, как лучше, получилось – как всегда.

Интересно
Мало того, что новая дисциплина была введена в школьную программу в авральном порядке, так еще при отсутствии должной подготовки учителей и разъяснительной работы с родителями. Сразу три авторских «коллектива» представляли свои варианты учебников, но все они получили крайне отрицательные отзывы педагогической и родительской общественности, а также религиеведческой экспертизы.

К сожалению, до сих пор учебник, отвечающий научно-педагогическим и методическим требованиям, так и не создан. А попытки «подправить» ранее подготовленные учебники, невозможны, т.к. их идеологическая направленность изначально вредна. Мы повсеместно сталкиваемся с религиеведческой неграмотностью, а то и агрессивностью, чего не избежали и авторы всех трех учебников.

Поэтому проблему следует, видимо, решать на нескольких уровнях.

Первый – «как и во что верить?» – полностью оставить теологам, категорически не допускать вмешательства со стороны и государства, и общества в целом, если действительно мы имеем дело с вероучением, а не политикой, прикрывающейся религией (терроризм, политический национализм, религиозный нацизм и т.д.).

И здесь велика роль религиозной системы образования, то есть воскресных школ, семинаров, духовных училищ, теологических институтов, Академий и т.д.

Второй уровень – «как научиться веротерпимости и толерантности?» – это должно быть в компетенции образовательных  государственных органов, ибо здесь уже мы имеем дело с проблемой, «как жить».

И данный уровень, как представляется, должен включать в себя несколько подуровней:

  1. Школьное образование. Гуманитарный цикл должен включать такие важные предметы, как «Толерантология» (вместо «Конфликтологии») и «Основы религиеведения». При этом все рассуждения о том, что «Религиеведение» – атеистический предмет, беспочвенны. Он может стать и теологическим, если за преподавание возьмется кто-то из фанатиков той или иной конфессии или деноминации. Поэтому очень важно обеспечить нейтральность, объективность и светскость в преподавании, а, следовательно, и подготовить новые учебники, отвечающие этим требованиям.
  2. Вузовское образование. Здесь уже должен преподаваться полный курс «Религиеведения», при этом в наибольшем объеме – для будущих бакалавров: гуманитариев, юристов, психологов, врачей, журналистов.
  3. Повышение регигиеведческой квалификации тех специалистов, которые связаны с конфессиональными вопросами.

Думается, что на государственную, юридическую и медико-профилактическую службу должны приниматься только те, кто
имеет сертификат о соответствующей религиеведческой подготовке. Особенно это касается журналистов, пишущих на религиеведческие темы. Пора установить прочный заслон журналистскому невежеству в освещении религиозных вопросов, ибо недопустимо, чтобы СМИ, вместо консолидации общества, вносили в него раздрай, вместо воспитания у населения, особенно молодежи, толерантности, веротерпимости, уважительного отношения к свободомыслию, формировали ксенофобию, синдром агрессивности, национал-нацистские взгляды.

Третий уровень – «как учить?», то есть религиеведческое образование самих учителей и преподавателей. Убежден, что надо повсеместно в вузах восстановить специализированные кафедры, но уже на качественно новом уровне, то есть кафедры

«Религиеведения», придав им статус и выпускающих. При этом государство обязано уважать права родителей воспитывать
детей в соответствии со своими убеждениями, равно как право ребенка иметь собственные религиозные или атеистические
убеждения, отличные от убеждения родителей. Действия по принудительному привлечению детей к религии, сопряженные с физическими или иными противоправными воздействием, должны наказываться в соответствии с законодательством Республики.

Родители могут приобщать детей к религии как в частном порядке, в том числе совместно с другими родителями, так и через различные заведения, созданные религиозными объединениями, а также отправлять их на обучение в религиозные учебные заведения других стан. Это – тоже принципиальный вопрос.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)