Кризис воспитательной работы с осужденными начала 90-х годов 20 века

Состояние воспитательной работы с осужденными в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС) Республики Беларусь в 90-х гг. ХХ в. характеризуется серьезным ее ухудшением, что было вызвано в целом социально-экономическим кризисом в стране, соответственно снижением финансирования УИС, разрушением системы производительного труда осужденных, резким увеличением численности осужденных в местах лишения свободы, обусловленным ростом преступности в обществе, а также переводом из ИТУ России осужденных граждан Республики Беларусь.

Интересно
Если в 1991 г. в ИТУ МВД БССР содержалось около 21 тыс. осужденных, то в 1995–1998 гг. в три раза больше – 58–63 тыс. (включая заключенных под стражу). Во всех ИТК республики наполняемость превышала лимит в два-три раза. Практически все нежилые помещения отрядов осужденных (бытовые помещения, комнаты воспитательной работы) были переоборудованы в жилые, в некоторых колониях для размещения осужденных использовались клубы.

Коллективные воспитательные мероприятия проводились эпизодически, формально, на бумаге. Индивидуальная воспитательная работа носила фрагментарный характер.

Начальники отрядов выполняли в основном организационные и режимные функции. Управление их деятельностью было ослаблено, отсутствовала современная нормативно методическая база для их работы и рациональная организационная структура. В то время по организации воспитательной работы с осужденными действовало лишь положение о самодеятельных организациях осужденных и документ, утверждавший обязанности и права начальника отряда.

Актуальное уголовное законодательство не позволяло применять меры досрочного освобождения к значительной части осужденных, что существенно ограничивало стимулирование правомерного поведения и проявление полезной активности.

По сути, система воспитательного воздействия на осуж­денных была разрушена. Новый кадровый состав воспитательной службы, который пришел на службу в начале 90-х гг. XX в., не был приобщен к положительному опыту и традициям воспитательной работы с осужденными 1970–80-х гг.

Политико-воспитательная работа с осужденными в ее традиционном понимании была забыта; в значительной мере были утра­чены наработанные и апробированные формы работы. За это вре­мя произошло резкое сокращение числа общеобразовательных школ при ИТУ (раньше они были практически в каждой колонии и давали общее среднее образование).

Так, в середине 90-х гг. школы остались только в воспитательных колониях и в женской ИТК-4 Гомеля. Тенденция сворачивания учебных заведений коснулась и профессионально-технического образования, их количество в 90-х гг. сократилось более чем на половину (в 1991 г. в каждой колонии функционировало профессионально техническое училище или его филиал, 1996 г. – всего 8).

Библиотечный фонд ИТУ перестал пополняться и в большин­стве учреждений пришел в полную негодность. ИТУ перестали выписывать для осужденных газеты и журналы (ранее это дела­лось в расчете на каждый отряд), сами осужденные в основной массе подписывались только на ведомственную газету «Трудовой путь». Таким образом, организовывать различные читательские конференции, диспуты, чтения стало невозможно.

Практически прекратилась шефская работа, так как сильно сузился круг жизнеспособных трудовых коллективов

В обстановке, когда почти половина осужденных не ра­ботала, не было всеобщего обучения, отсутствовала система воспитательного воздействия, были утрачены роль и значение самодеятельных организаций осужденных, так как сфер деятельности, кроме организации быта и досуга, у них практически не осталось. В такой ситуации силу стали набирать воровские авторитеты, пытающие­ся взять под свой контроль осужденных колоний.

Ситуацию усугубляли осужденные, переведенные для отбывания наказания из ИТУ России, которые привнесли с собой воровские нормы и обычаи, активно их пропагандировали и распространяли среди осужденных.

В условиях, когда роль и влияние актива осужденных было сведено к нулю, в ряде ИТУ администрация в своей деятельности стала опираться на осужденных – лидеров преступной среды, попустительствовать неформальной стратификации осужденных, возникновению института «смотрящих» («смотрящий за зоной», «за отрядом», «за карантином», «за буром», «за общаком»), и управлять колонией через авторитетных осужденных.

В ИТК республики среди осужденных к лишению свободы возникла мода на массовые неповиновения в виде отказов от работы, приема пищи, членовредительства и других проявлений неподчинения законным требованиям администрации. Итогом такого плачевного состояния дел явились организованные осужденными – воровскими авторитетами – массовые беспорядки. Так, в начале 90-х гг. в ИТУ прошла целая череда массовых беспорядков осужденных: в ИТК-2 Бобруйска, ИТК-9 Горки, ИТК-12 Орши, ИТК-15 Могилева, ИТК-17 Шклова, ИТК-19 Могилева и т. д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)