Классификация методов исправления

Единого подхода к определению сущности и классификации методов воспитания, как и исправления, в настоящее время нет.

В педагогической науке разработаны десятки авторских классификаций методов воспитания (например, Н.И. Болдырева, Н.К. Гончарова и Ф.Ф. Королева; Т.А. Ильиной и И.Т. Огородникова; Б.Т. Лихачева; И.С. Марьенко; П.И Пидкасистого; Г.И. Щукиной и др.).

В настоящее время наиболее широко и активно используется классификация, предложенная В.А. Сластениным и Ю.К. Бабанским в ставшем уже классическим учебнике, в основу которой положена концепция деятельности.

В соответствии с данной классификацией все методы воспитания подразделяются на:

  1. Методы формирования сознания.
  2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
  3. Методы стимулирования поведения.
  4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки.

Основываясь на классификации В.А. Сластенина и Ю.К. Бабанского, авторы первого монументального учебника по пенитенциарной педагогике под редакцией А.И. Зубкова и М.П. Стуровой предложили следующую классификацию методов исправления осужденных:

  • методы формирования сознания, или методы убеждения, которые включают следующие приемы: объяснение, изложение, разъяснение, доказательство, внушение, пример;
  • методы организации поведения осужденных – требование, инструктаж, поручение, упражнение;
  • методы коррекции поведения, которые подразделяются на две основные группы:
    а) методы стимулирования – одобрение, похвала, дове­рие, поощрение, благодарность, организация перспектив, отказ от наказания и т. д.;
    б) методы торможения (принуждения): замечание, внушение, осуждение, порицание, предупреж­дение о возможности дисциплинарного взыскания, отсрочка наказания и т. д.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)