Концептуальные модели обеспечения качества услуги

Качество любого товара есть относительная, в значительной степени, субъективная категория, носящая оценочный характер. В связи с тем, что услуги продаются и покупаются (потребляются) как симбиоз результата и процесса их предоставления, оценка качества услуги потребителем происходит как на основании результата, так и на основании процесса предоставления услуги как взаимодействия его участников.

Эта особенность и обусловленные ею последствия для управленческой практики, в т.ч. рассмотренные ранее в отношении ресурсной и процессной составляющей производства услуг, формируют предпосылки использования специфических подходов к управлению качеством в сфере услуг.

Интересно
В их основу кладётся базовый тезис о качестве услуги как «воспринятом» качестве в результате соотнесения ожиданий клиента и его восприятия полученной услуги, впервые предложенный К. Грёнросом. Соотношение ожиданий потребителей и его восприятия полученной услуги, выражаются в его удовлетворенности или неудовлетворенности.

Таким образом, качество услуги становится функцией субъективного суждения; а ключевым моментом оценки качества услуг является мнение (ожидание, удовлетворение и восприятие полученной услуги). Они же становятся точками концентрации управленческих усилий.

Функционально-инструментальная модель качества услуги К. Грёнроса отражает два аспекта:

  1. Техническое качество, которое определяется как качество результата, тем, что потребители получают при взаимодействии с сервисной фирмой (номер в гостинице). Отражает производственный потенциал предприятия в отношении материально-технической составляющей. Связано с использованием оборудования, технических решений, автоматизированных систем, различных «ноухау» размер и инфраструктура номера (мебель, постельное белье, коммуникационная техника и т. д.).
  2. Функциональное (интерактивное) качество, котороеопределяетсякак качество сервисного процесса (взаимодействия), тем, как потребители получают услуги в процессе непосредственного взаимодействия с сервисной системой в т.ч. в узком смысле – с персоналом, которое формируется поведением и позицией сотрудников по отношению к клиентам. Характеристика способа и вида процесса оказания услуги.

На функциональное качество оказывают влияние такие факторы, как ценности организации, установки и поведение персонала, доступность услуги, атмосфера. Формируется, в частности, профессиональной компетентностью, поведением и позицией сотрудников по отношению к клиентам (вежливость, клиентоориентированность).

Высокое функциональное качество может отчасти компенсировать недостаточность технического, обратное практически невозможно. Данная концептуальная модель качества услуги получает развитие и реализуется в ряде иных подходов и инструментов управления качеством услуг.

Системное представление потенциальных источников формирования неудовлетворительного качества на разных этапах проектирования и исполнения услуги даёт базовая модель управления качеством услуги – Модель качества услуги (модель SERVICE QUALITY), или иначе – Модель разрывов качества (Gap-модель) (рис. 5.1.).

Управленческая значимость данной модели обусловлена следующими её характеристиками:

  1. Показывает логику формирования и источники потенциальных сбоев (разрывов) для обеспечения соответствия ожиданий и удовлетворенности.
  2. Служит основой выявления источников неудовлетворительного качества услуги в целом в контексте разработки или контроля исполнения концепции услуги.
  3. Указывает все потенциальные точки локальных разрывов, которые могут вызывать базовый разрыв.
  4. Ориентирована преимущественно на корректное формирование ожиданий для целевого потребителя.

На моделировании разрывов качества как факторов несоответствия между ожиданиями и восприятием услуги строятся инструменты управления качеством услуг.

Gap-модель реализует потребительский подход к формированию и оценке качества услуги. Важная особенность потребительского подхода состоит том, что до момента потребления услуга для клиента существует «виртуально» как набор ожидаемых выгод.

Оценка её качества до приобретения ведётся относительно ожидаемых выгод, предлагаемых другими производителями, а после потребления – путём сопоставления ожиданий и реального уровня предоставления услуг.

Интересно
Разрывы между ожиданиями и восприятием услуг, влекущие разочарование и неудовлетворённость потребителей, потенциально формируются на любом уровне и в любом элементе системы предоставления услуг и определяют точки концентрации управленческих усилий.

Как видно, первейшей по значимости и по хронологии управленческих действий, должна стать задача выявления группы клиентов, характеризующейся общностью требований, в пределах которой производитель может достигнуть искомого уровня удовлетворённости.

И далее – формирование таких черт услуги, которые должны отличать её от однородных услуг объективно, чтобы обеспечить удовлетворение запросов определённой категории потребителей и их субъективную высокую оценку качества услуги. Gap-модель позволяет наглядно представить процесс предоставления услуги в целом, а также выявить возможные источники ее неудовлетворительного качества и в этом качестве может служить основой разработки концепции услуги.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)