Сервисный план назначение и использование сервисного плана в управленческой практике

Одним из распространенных методов структуризации сервисной системы является метод диаграммного проектирования. В основе метода – графо-аналитическое представление структуры сервисного процесса организации, конкретизирующий «Servuction» – модель под исполнение определенной услуги, часто называемый сервисным планом (рис. 4.1).

Сервисный план назначение и использование сервисного плана в управленческой практике

Сервисный план отражает разделение сервисного процесса на 3 логических этапа предоставления услуги:

  • действия потребителя;
  • видимые действия персонала в ответ на действия потребителя;
  • не видимые потребителем действия сотрудников организации, в ответ на действия потребителя;
  • вспомогательные, поддерживающие процессы (внутренние процессы предприятия, обеспечивающие процесс обслуживания).

Соответственно, данные этапы разделены условными линиями: линия взаимодействия; линия видимости и линия внутреннего взаимодействия. Картографируется сервисный процесс в единстве реализации всего сервисного процесса, учитывая накладывающуюся последовательность реализации основных и дополнительных услуг (вспомогательных и сервисных).

В представленном виде сервисный план ориентирован на описание процесса, не давая рекомендаций по выполнению. С этой целью он дополняется применением методики «pokayoke» (дословный перевод с японского – избежание ошибок) для предотвращения неверных действий производителя, а также и клиента. Применение методики ориентировано на разработку сервисного плана на основе анализа сервисного процесса как комплекса контактов потребителя с сервисной системой.

В сфере услуг методика предполагает предупредительные методы и методы физического или визуального контакта (методы трех «Т»):

  • то, что надо сделать (действия клиента и работника);
  • то, как надо обращаться с клиентом;
  • то, какими должны быть осязаемые характеристики зоны обслуживания (материальные свидетельства, физическое окружение).

За счет вовлечения в анализ сервисного процесса еще двух аспектов – потенциальных сбоев, связанных с сервисными (лежащими на стороне производителя, связанные с неправильным выполнением работ; ошибками во взаимодействии с клиентом, в поддержании требований к физическому окружению) и потребительскими ошибками, а также характеристик физического окружения в разрезе каждого контакта потребителя с сервисной системой расширяется управленческая значимость сервисного плана.

Достоинства использования структурной блок-схемы сервисного процесса с использованием сервисного плана:

  1. Помогает в целом посмотреть на процесс предоставления услуги; вычленить отдельные операции, выявить их последовательность и согласованность.
  2. Выявляет наиболее опасные потенциальные (критические точки) или существующие точки сбоев (точки провала) при оказании услуг для последующей разработки мер их предотвращения или компенсации.
  3. Применяется при планировании и оценке затрат времени на выполнение различных рабочих задач (в том числе, специально выявляются этапы сервисного процесса, сопряженного, как правило, с ожиданием и регламентируется максимальное время ожидания); регламентации характера взаимодействия сотрудников между собой и с клиентами.
  4. Способствует выявлению операций, которые целесообразно исключить, автоматизировать или передать на самообслуживание клиентам.
  5. Кроме того, сервисный план позволяет выявить набор видимых факторов, которое соответствует каждому действию клиента, и на этой основе разрабатывать материальные свидетельства, обеспечивающие позитивное восприятие услуги.

Таким образом, сервисный план отражает операционное представление концепции услуги и может быть использован, с одной стороны, для разработки новой услуги, с другой стороны, фиксируя основные параметры контроля качества услуги, прежде всего в точках контакта, – для анализа предлагаемых услуг с точки зрения соответствия принятой концепции услуги и ее рационализации.

Другим аспектом проектирования сервисной системы является использование сервисных гарантий, которые активно используются в качестве маркетингового инструментария повышения доверия к услуге и ее производителю.

В контексте операционной составляющей сервисной системы гарантии могут использоваться, с одной стороны, как средство усовершенствования процесса обслуживания, с другой стороны – для того чтобы при проектировании услуг сфокусировать систему на тех операциях, которые должны выполняться на действительно высоком уровне для максимального удовлетворения клиентов.

Чтобы быть эффективными, сервисные гарантии должны быть:

  1. Безоговорочными (без каких-либо исключений и оговорок).
  2. Существенными для клиента (неудовлетворенный клиент получает полную компенсацию).
  3. Понятными и четкими (как для клиентов, так и для персонала).
  4. Выполнимыми без излишних усилий (т.е. предоставляться с учетом реальных возможностей компании).

Последнее обстоятельство указывает на проблему согласования ответственности организации за предоставление услуги на ожидаемом уровне в условиях непостоянства качества услуги и его субъективного восприятия, с одной стороны, и резервирования ресурсов, обеспечивающих гарантированную компенсацию в случае неудовлетворенности клиента в связи с отклонением от заявленного (и ожидаемого) качества услуги, с другой стороны.

Иначе говоря, учитывая ресурсную ограниченность, организации следует в определенной мере «застраховаться» от необоснованных и неожиданных претензий со стороны потребителей и минимизировать свои затраты, установив, в каких именно ситуациях и в какой приемлемой форме гарантии являются ожидаемыми, т.е. необходимыми.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)