Западные модели свободного воспитания

Таких моделей существует множество. Поэтому мы выделим лишь некоторые – наиболее влиятельные.

К примеру, технология, созданная французским педагогом С. Френэ. Он проповедовал идею свободной школы, то есть осуществление обучения через самостоятельность учеников. В такой школе обучения как такового нет.

Ребенок занимается лишь интересным для него делом. Программ тоже нет, они заменены индивидуальными и групповыми планами. Применяется метод проектов: детям даются интересные задания, их приучают работать сообща и помогать друг другу. Каждый учится, как может и как хочет. Домашних заданий не задают. Нет и классов в обычном понимании, дети свободно перемещаются, ибо постоянных мест также нет. Не выставляются оценки. При этом отмечается личный прогресс каждого ученика. В школе существует самоуправление. Педагогов, в нашем понимании, в такой школе нет. А есть друг детей.

Вариант «новой школы» предложил и немецкий педагог Г. Виникен. Его главная идея: школа должна представлять собой свободную воспитательскую общину, в которой сообща работают ученики и учителя.

Цель такой школы – подготовка детей к жизни. А отсюда – основное внимание уделяется участию детей и подростков в хозяйственной жизни общины. При этом все построено на самоуправлении. Отличительная черта – светскость, то есть отсутствие религиозного воспитания. Музыка, школьный театр, изобразительная деятельность входят в качестве обязательного элемента обучения и воспитания.

Технологию так называемых «кластер-скулз» предложил американец Л.Кольберг. Ее сущность лучше всего передает приветственный плакат при входе во все школы данного типа, обращенный к ученику: «Ты наша самая большая ценность!» 

Здесь главное – идея партнерства, сотрудничества, кооперации. Школа моделирует «справедливое общество».

Кластер-скулз – это объединение администрации, учителей, родителей, основанное на следующих принципах:

  • все возникающие проблемы обсуждаются еженедельно на общем собрании сообщества;
  • в органах самоуправления предусмотрено равное представительство от администрации, учеников, родителей, расовых групп и религиозных объединений;
  • все члены сообщества составляют договор о неукоснительном соблюдении принятых обязательств;
  • все члены сообщества имеют равные права, включая право на самовыражение, взаимную критику.

Занятия проходят в обычном режиме. Главная же цель – улучшение школьного климата, развитие демократических отношений в обществе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)