Чистое учение о праве Г. Кельзена

Родоначальником и крупнейшим представителем нормативистской школы права является Ганс Кельзен (1881-1973) – австрийский юрист, профессор Венского, Женевского, Калифорнийского университетов. Его учение изложено в работе «Чистая теория права» (1934).

Чистое учение о праве Г. Кельзена

Нормативистское учение о праве является частью юридического позитивизма, направлением юридического неопозитивизма.

Нормативизм представляет собой правовую доктрину, которая рассматривает право как объективную логическую форму, абстрагированную от социального, психологического и исторического содержания.

Г. Кельзен опирался на философию И. Канта о сущем и должном. К наукам о сущем он относил естественные науки, историю, социологию и др., а к сфере должного – этику и юриспруденцию.

Сам Г. Кельзен свою концепцию назвал «чистым учением о праве» по следующим причинам. Оно, во-первых, должно дать ответ на вопрос, что есть право и как оно есть (а не как оно должно быть или создаваться). А во-вторых, предметом его изучения есть право в строгом смысле этого слова и попытка очистить юриспруденцию от других не правовых наук, таких как психология и социология, этика и политическая теория.

В понимании Г. Кельзена право есть нормативный порядок, система норм, регулирующих человеческое поведение и осуществляемых в принудительном порядке.

Право он рассматривал в статическом и динамическом аспектах. Статическая теория права пытается понять право (его действительность, сферу действительности и т. д.) как уже готовый порядок, не принимая во внимание его создание. Во втором случае право рассматривается в движении, в постоянно обновляющемся процессе самосоздания.

Нормы права, согласно учению Г. Кельзена, образуют строгую иерархию в виде пирамиды: основная норма – нормы конституции – общие нормы – индивидуальные нормы. «Низшая» норма соответствует более «высокой» норме и тем самым приобретает обязательность.

Интересно
Основанием действительности одной нормы может быть лишь действительность другой нормы. Норма, представляющая собой основание действительности другой нормы, является по отношению к ней высшей нормой. Действительность наивысшей нормы не может выводиться из какой-то более высокой нормы, она постулируется в качестве таковой. Наивысшую норму Г. Кельзен назвал основной нормой.

Основная норма – это общий источник действительности всех норм, принадлежащих к одному порядку, их общее основание действительности. Именно основная норма конституирует единство некоего множества норм, так как она представляет собой основание действительности всех норм, принадлежащих к этому порядку.

Сам Г. Кельзен не дает четкого определения основной нормы, но указывает на то, что ее можно назвать «трансцендентально-логическим условием».

И так как он обращается к теории познания И. Канта, то, возможно, Г. Кельзен мыслил себе основную норму сродни кантовскому категорическому императиву.

Однако основная норма изменяется вслед за изменением фактических составов, истолковываемых как создание и применение действительных правовых норм. Основная норма соотносится лишь с действенной конституцией, созданной посредством законодательного акта или обычая. Конституция действенна, если созданные в соответствии с ней нормы в общем и целом применяются и соблюдаются.

Общие нормы устанавливаются законом или обычаем. Индивидуальные нормы создаются судебными и административными органами при решении конкретных дел.

Установление индивидуальных норм судами представляет собой процесс, который начинается с конституции, проходит через законодательство и обычай к судебному решению и приводит к исполнению санкции.

То есть в данном процессе право постоянно воссоздает само себя, идет от абстрактного к конкретному, это есть процесс индивидуализации или конкретизации. Индивидуальная норма, которая устанавливает, что против определенного индивида должна быть применена определенная санкция, создается только судебным решением.

До этого она не действует. Кельзен настаивал на том, что судебное решение есть продолжение правотворческого процесса. Более того, он считал, что суд может создавать не только индивидуальные нормы, но и общие. Это происходит, когда суд создает прецедент, что возможно в двух случаях.

Во-первых, если «установленная судом индивидуальная норма в своем содержании не предопределена общими нормами закона или обычая», а во-вторых, если «не предопределена однозначно и допускает различные возможности толкования». В первом случае суд создает новое материальное право, а во втором – заложенное в решении толкование обретает характер общей нормы.

Государство Г. Кельзен понимал как относительно централизованный правопорядок. Поэтому любое государство, по его мнению, является правовым. Тем не менее, он признавал, что термин «правовое государство» используется для определения особого типа государства, под которым понимают «относительно централизованный правопорядок, в соответствии с которым отправление правосудия и управление основываются на законах (то есть на общих правовых нормах), принимаемых избранным народом парламентом с участием или без участия главы государства; члены правительства ответственны за свои акты; суды независимы; а также гарантируются определенные гражданские свободы, в особенности свобода вероисповедания, свобода совести и свобода слова».

Учение Г. Кельзена получило широкое распространение как среди юристов Европы, так и Америки, в частности, идеи структурирования системы законодательства, верховенства международного права над национальным законодательством, конституционного контроля.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)