Концепция живого права О. Эрлиха

В конце ХІХ – начале ХХ веков в западноевропейских странах широкое распространение получили концепции, критиковавшие юридический позитивизм. Это направление в юриспруденции получило название школы «свободного права».

Интересно
Представители этой школы выводили право далеко за пределы текстов законов, закон еще не есть право. Противопоставляя «мертвой букве закона» практику, они призывали искать право в жизни, общественных отношениях, в правосознании, в чувстве справедливости, в эмоциях, в психологии общества; в право включались «обычаи оборота», «жизненные интересы», «природа вещей», «фактические отношения» и т. д.

Школа «свободного права» не создала единой концепции права, но подготовила становление психологической, социологической и иных теорий права.

Одним из видных представителей школы «свободного права» был Евгений (Ойген) Эрлих (1862-1922 гг.) – австрийский юрист, основоположник социологии права и концепции «живого права». Его главный труд – «Основоположение социологии права» (1913).

Сам Е. Эрлих сущность своего главного труда определил так: «Центр тяжести развития права в наше время, как и во все времена, лежит не в законодательстве, не в юриспруденции и не в правоприменении, а в самом обществе».

В понимании права Е. Эрлих исходил из того, что «право определяется социальными отношениями, обществом». Под обществом он понимал совокупность человеческих союзов, связанных между собой. Все союзы ученый разделил на естественные (род, семья) и новые (государство, религиозные объединения, политические партии, общественные объединения, производственные, профессиональные союзы).

Е. Эрлих считал, что необходимо изучать порядок, существующий в союзах, чтобы понять сущность права. Причину неудач всех предыдущих попыток объяснить право он как раз и видел в том, что исходили из правовых положений, а не из этого порядка.

В общественных союзах действуют различные правила, определяющие действия людей в их взаимоотношениях: правила права, морали, религии, чести, приличия, моды и др. Соответственно, правовая норма – это всего лишь одно из правил поведения, которое имеет ту же природу, что и другие общественные правила поведения.

Под правом австрийский ученый понимал нормы, вытекающие из юридических фактов: из практики, из властвования, из владения, уставов, договоров, завещаний. Далее правовые нормы образуются из правовых предложений государственного права и права юристов.

Е. Эрлих выделял право первого и второго порядка. К праву первого порядка он относил организационные нормы («общественное право»), которые обеспечивают внутренний порядок в различных союзах. К праву второго порядка Эрлих относил нормы, которые охраняют право первого порядка (уголовное, процессуальное, полицейское право). То есть право второго порядка включает нормы-решения, право судов и государственных органов власти, которые не являются правилами поведения.

Итак, общественное право, право юристов и государственное право и составляют «живое право».

Е. Эрлих также является автором концепции «свободного судейского отыскания права», с помощью которой пытался преодолеть пробелы в праве. Последние существуют из-за того, что нормы законов носят общий характер.

Поэтому преодолеть их может только судья путем толкования норм, основанном на социальных данных и интуитивном чувстве справедливости. Эрлих настаивал на том, что нормы не могут существовать сами по себе, в отрыве от толкования, которое дается этим нормам правоприменителями.

Учение Е. Эрлиха вызвало неоднозначное отношение среди представителей правовой мысли. Оно нашло как сторонников, так и тех, кто критиковал, считая социологическое видение права тупиком (например, Г. Кельзен). Прежде всего критике подверглась слабая роль государства, размытое представление о законности, преувеличение роли фактических общественных отношений.

Существенному влиянию Е. Эрлиха подверглись идеи Роско Паунда (США), Жоржа Гурвича (Франция). Идеи школы «свободного права» о судебном правотворчестве были созвучны идеям «реалистической школы права».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)