Компоненты управления в структуре деятельности образовательной организации
Рассмотрим более подробно основные направления, содержание, функции, компоненты управления в структуре деятельности ОО, которые тесно взаимосвязаны с проявлением и процессом формирования КСО в педагогических коллективах.
Системообразующие факторы представлены миссией, концепцией и Программой развития, основной и парциальными программами, фиксирующими совокупность ведущих идей, целей и результатов деятельности образовательных организаций.
Структурные компоненты представлены управляющей и управляемой системами, составом (педагоги, дети, родители), а также технологиями деятельности субъектов всех уровней управления при реализации программного содержания.
Функциональные компоненты определяются назначением управленческих функций (аналитико-диагностической, мотивационно-стимулирующей, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-оценочной, коррекционно-регуляционной) по формированию взаимосвязанной деятельности в системе «педагог – ребенок – родители» и соответствующих подсистемах (А. А. Майер).
Структура управленческих связей в системе деятельности ДОО:
- учредитель – муниципальный орган управления образованием (комитет администрации по образованию города, района),
- руководитель ДОО и коллективные органы со- и самоуправления,
- совет педагогов, управляющий Совет, творческие микрогруппы ( или малые методические объединения в ДОО),
- общее собрание трудового коллектива, родительский комитет, службы, регулирующие деятельность ДОО по следующим направлениям: методическая, медицинская, психолого-педагогическая, административно-хозяйственная, финансово-экономическая, каждая из этих служб включает должностной персонал ДОО.
Структура управления деятельностью ДОО располагается на информационном сайте учреждения с целью обеспечения открытости системы управления в организации.
Открытость образовательных организаций и ответственность в функциях педагогического менеджмента определяется следующими позициями деятельности:
- условия функционирования;
- кадровое, информационное обеспечение, материально-техническая база, ресурсы, управляющая система;
- включенность семьи в деятельность образовательных организаций (степень интегрированности), преемственность и единство требований воспитания образовательной организации и семьи, взаимоотношения родителей и стиль воспитания в семье, родительское сообщество;
- система стимулирования и мотивации, мастерство и профессионализм, сотрудничество, сотворчество, педагогическое сообщество (социально-психологический климат в коллективе), мера ответственности, в том числе корпоративной социальной;
- предметно-развивающая среда, интеграция деятельности специалистов, обогащенное образовательное пространство, дополнительное образование, социально-динамическая ситуация развития, медико-социально-психолого-педагогическое сопровождение, детское сообщество, сфера сформированности уровня проявления корпоративной социальной ответственности при достижении результатов деятельности.
Открытость деятельности образовательных организаций характеризуется степенью равновесия его состояния (относительно стабильное, но не абсолютно изменчивое), механизмом саморегуляции и реакцией на изменения окружающей среды (приспособление или сверхадаптивная активность), типом и степенью регламентированности системы управления (традиционное или инновационное, преобладание вертикальных или горизонтальных связей) и других. Основным результатом функционирования открытой системы будет успешное взаимодействие с социумом, социальными партнерами, устойчивость проявления корпоративной социальной ответственности, осваивая которые организация сама становится мощным средством социализации подрастающего поколения.
Выделенные направления деятельности актуальны и в настоящее время достаточны для обеспечения требуемого уровня воспроизводства высоких результатов деятельности организации, удовлетворения общеобразовательных потребностей общества в условиях новых образовательных стандартов.
Структурирование социального заказа в области образования включает его аспекты, формируемые на разных уровнях развития общества и образовательной системы – федеральный, национально-региональный и внутриинституционный (образовательная организация).
Смена ведущих типов отношений в управлении обусловлена взаимосвязанной деятельностью субъектов процесса развития организации: воздействие, взаимовоздействие, самовоздействие, траектория развития обучающихся, родителей, педагогов в совместной деятельности выступает основным механизмом смены предложенных выше форм и видов управления. Таким образом, в управленческом аспекте образовательная организация может быть представлена в следующей структуре: прогнозирование – программирование – планирование – организация – регулирование – контроль – коррекция и анализ.
В содержательном аспекте деятельности ОО важным выступает – реализация направлений целостного образовательного процесса, программ, образовательных областей программы, взаимосвязь направлений воспитания: трудовое, нравственное, физическое, познавательное, эстетическое, правовое, экологическое, умственное. Обязательным компонентом данной системы, любого ее направления и структуры является личность руководителя-менеджера, его заместителей, педагогов, обучающихся, то есть индивидуальных и коллективных субъектов управления системой.
- Этический Кодекс
- Нормы деловой этики
- Корпоративная этика
- Организационная культура и этика в образовательной организации
- Социально-психологический климат в коллективе образовательной организации
- Визуальный имидж в образовательной организации
- Корпоративная идентичность в условиях деятельности образовательной организации
- Стратегии корпоративной идентичности учреждения
- Устойчивый имидж и деловая репутация образовательной организации
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу