Нормы деловой этики

В каждой организации приняты свои нормы деловой этики, которые учитывают руководители в процессе управления.

При этом действия работника организации определяются тремя системами норм:

  • системой правовых норм, которые письменно закреплены в законодательстве и поддерживаются судебной системой государства;
  • моральными принципами и системой ценностей работника, не закрепленными ни в каких документах и находящихся лишь в его сознании;
  • системой этических норм организации, то есть социальными нормами, основанными на разделяемых работниками принципах и ценностях (рисунок 7).

В некоторых случаях эти нормы закрепляются в соответствующих документах.

Система этических норм находится между правовыми и личными нормами. Это означает, что, с одной стороны, она учитывает компоненты законодательной системы и дает возможность человеку определенную свободу выбора в ситуациях, которые не предусмотрены строгими правилами.

Деловая этика определяет юридическую и моральную приемлемость поведения работников организации.

Нормы деловой этики

На рисунке 7 обозначена основная система, определяющая действия норм сотрудника, его организационное поведение в структуре правовых, социальных, личных норм.

Вместе с тем в практике управления используются различные приемы и методы формирования основы управления. Некоторые организации разрабатывают и реализуют содержательно-целостную систему проявления корпоративной этики.

В таблице 10 обозначены методы формирования этической основы в ходе педагогического менеджмента.

Нормы деловой этики

Нормы деловой этики

Показатели таблицы 10 способствуют целенаправленному изменению компонентов организационной культуры учреждения.

Уточним понятие – организационная культура – это система ценностей и взглядов, разделяемых сотрудниками организации, и  выражающая коллективное отношение к миссии организации, ее целям и методам их достижения

Структура организационной культуры включает:

  1. Философию (миссию), которые определяют смысл существования организации, отношение к сотрудникам, персоналу, социальным заказчикам;
  2. Доминирующие ценности, которые относятся к целям ее существования или к средствам достижения целей;
  3. Нормы, разделяемые сотрудниками организации и устанавливающие принципы взаимоотношения в организации;
  4. Характер поведения людей во время их взаимных контактов и обычно используемый, например, язык общения – русский;
  5. Социально – психологический климат в организации, свидетельствующий как члены коллектива взаимодействуют с внешней окружающей средой;
  6. Поведенческие ритуалы – корпоративные мероприятия, проводимые в организации, установление традиций, использование имиджевых знаков учреждения.

Обозначим основные характеристики организационной культуры ОО – осознание себя в профессиональной роли данной организации; сложившаяся коммуникативная система и язык общения; внешний вид, одежда; отношение к рабочему времени и использование тайм – стандартов в деятельности сотрудников; межличностные взаимоотношения в коллективе; сложившиеся нормы поведения и ценности; активный процесс профессионального развития, внутрикорпоративное обучение через систему методической деятельности ОО; трудовая этика отношений, мотивирование сотрудников на достижение результата деятельности.

Анализ психолого-педагогической, социальной литературы свидетельствует, что в процессе становления, выделяется ряд факторов, влияющих на организационную культуру: по классификации Шейна, факторы разделяют на первичные:

  • сфера концентрации внимания администрации ОО, высшего руководства, реакция руководителя на возникающие критические ситуации в деятельности ОО, отношение к работе и стиль руководства организацией, критериальная база стимулирования и поощрения всех сотрудников;
  • критерии, обозначающие конкретику процессов назначения на должности, продвижения и увольнения в организации;
  • вторичные – структура организации, функциональное распределение обязанностей, задач, делегирование полномочий, коллегиальное обсуждение и принятие решений;
  • система информационной открытости и организационные процедуры;
  • внешний и внутренний дизайн организации, стендовая информация для сотрудников и посетителей, современное оформление помещений, холлов, рекреаций, что способствует позиционированию организации для различных категорий посетителей; мифы и история создания организации, ее летопись о важных, интересных событиях, людях, достижениях; формализованные положения миссии, целей, задач деятельности.

Уточним типы культуры в организации, они разработаны и обоснованы Ч. Хэнди (1976), который выделил четыре типа культуры, их он теоретически обозначил в зависимости от того, какая черта является в деятельности организации составляющий – власть, роль, цель или люди.

Охарактеризуем более подробно данные типы культуры организации:

  • ориентация на власть в организации такого типа организационная культура выражается стремление доминировать над окружающей обстановкой, это поддержание абсолютного контроля над подчиненными, виды деятельности классифицируются на основе выполняемых функций; проявляется авторитарный стиль руководства;
  • ролевая ориентация – в такой организации реализуется упорядоченное и рациональное управление. Основные принципы – законность, ответственность, преданность делу, так как этот тип культуры предполагает обязательное наличие определенных правил, должностей, процедур, основной задачей данного типа культуры выступает предсказуемость и стабильность деятельности;
  • целевая ориентация – в организации с этим типом культуры все выполняемые функции и виды деятельности оцениваются по тому, каков их вклад в достижение общих целей ОО. Управление в организации целевой ориентации состоит в непрерывном и успешном решении проблем, а деятельность всей ОО оценивается по тому, насколько успешно эти решения реализованы. Такой тип культуры организации учитывает, что перед каждым сотрудником обозначены различные задачи, достижение целей выступает побудительной идеологией в организации такого типа;
  • личностная ориентация – этот тип культуры отличается от трех других, так как организация в этом случае существует, в основном для того, чтобы удовлетворять потребностям ее членов.

Предполагается, что личный пример и приносимая польза оказывает больше влияние на отношение сотрудников к работе, к своим обязанностям, чем формально представленные полномочия, обязанности, которые определяются на основе личных предпочтений и стремлений к приобретению профессиональных умений и знаний.

 

 

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)