Этический Кодекс

Одним из основных, наиболее распространенных документов, определяющих этические нормы на уровне организации, является этический Кодекс, он разрабатывается в целях формулирования и фиксирования норм этичного поведения работников.

Этический Кодекс – свод нравственных норм, предписываемых к исполнению сотрудниками организации.

Кодекс корпоративной этики может содержать правила и нормы одобряемого поведения в целом и в так называемых «зонах риска» (конфликт интересов и пр.). Он также может включать и описывать миссию, видение, ценности организации.

Разработка этического кодекса организации является важным моментом управления в условиях формирования норм трудовых отношений в организации. Этот документ четко формулирует и фиксирует эти нормы, что делает их определенными и понятными для всех сотрудников.

Однако сам факт создания этического кодекса не решает всех проблем, он всего лишь определяет стандарты поведения сотрудников в их реализации. Практическое внедрение заявленных этических норм требует длительной и непрерывной работы руководителя организации, коллектива в целом.

При разработке содержания этического кодекса в организации учитываются следующие рекомендации:

  • кодекс должен обладать научной основой, сформулированные в кодексе положения должны быть обоснованы и реалистичны;
  • в кодексе должна быть учтена роль человеческого фактора;
  • при составлении корпоративного кодекса необходимо избирательно и творчески использовать опыт передовых отечественных и зарубежных методических разработок в сфере деловой этики, педагогического менеджмента, учитывать особенности региональных условий жизнедеятельности, менталитета работников и деловой культуры ОО;
  • учитывать специфику конкретного вида деятельности отрасли (образование, здравоохранение, банковский сектор, сельское хозяйство и т. д.), что позволит максимально приблизить декларируемые ценности к жизнедеятельности;
  • использовать российский исторический опыт административно-хозяйственной жизни, историю создания самой организации, что сделает формулировки этических норм понятными и близкими сотрудникам.

В настоящий период не существует универсальной формы корпоративного этического кодекса, а значит, кодексы могут быть различными по форме изложения и рубрикации. Это зависит от специфики конкретных отраслей, регионов, предприятий и организаций, предпочтений руководства. При разработке кодекса этики рекомендуется учитывать следующие принципы.

Этический Кодекс

Принцип открытости – корпоративный кодекс этики должен быть изложен ясным и доступным языком, с содержанием этического кодекса должны ознакомиться все сотрудники организации, недопустимо формулировать принципы этичного поведения чрезмерно сложно, а затем требовать от сотрудников соблюдения того, что они не смогли до конца осознать.

Принцип человеческого достоинства – корпоративный кодекс определяет основы взаимоотношений между сотрудниками и нормы взаимодействия в общении руководителя и подчиненных, персонала и администрации, взаимного уважения и уважения человеческого достоинства.

Принцип соучастия – этот принцип предполагает, что этические нормы поведения будут поддерживать сотрудничество работников, возможность их участия в принятии управленческих решений, недопущение грубого «давления» на сотрудников.

Разработка корпоративных документов, формулирующих правила этичных отношений с различными группами лиц и другими организациями оказывает большое влияние на формирование организационной культуры, поддерживающей социально-ответственное поведение.

Корпоративный кодекс может включать и способствовать нормативно-регулирующим взаимодействиям, и в то же время, содержать и направлять вдохновляющий потенциал деятельности коллектива. Такая форма Кодекса формирует кредо организации, стиль ее деятельности в социуме и ее философию деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)