Организационная культура и этика в образовательной организации

Изучение особенностей создания организационной культуры и организационного поведения традиционно занимает важное место в исследованиях в области управления как зарубежных, так и отечественных исследователей (Т. Парсонс, С. Лазарев, М. М. Поташник, А. С. Ковальчук, А. Ю. Панасюк).

Понятие организационной культуры включает в себя совокупность представлений о способах деятельности, нормах поведения, набор привычек, неписанных правил, традиций, запретов, ценностей, ожиданий, представлений о будущем и настоящем, сознательно или бессознательно разделяемых большинством членов организации.

Мы уточнили, что ОО является сложной социально-педагогической системой, в которой имеют место процессы формирования организационной культуры, ответственного организационного поведения. В этой связи на эффективность деятельности организации влияют различные факторы: природные, экономические, технические, политические, социальные, культурные, организационные. Важное место среди них занимает человеческий фактор. Это обусловлено тем, что человек выступает не просто элементом механизма управления организацией, он самим присутствием создает ее, являясь одновременно и субъектом, и объектом управления.

«Организационная культура каждой организации уникальна и неповторима. Она формируется в процессе его функционирования под влиянием стиля руководства, применяемых методов управления, тех или иных факторов внешней среды и проявляется в том, какие цели ставит перед собой организация, как ведут себя руководители по отношению к своим работникам, партнерам, клиентам. Организационная культура может формироваться целенаправленно или создаваться стихийно, но она существует всегда, и всегда оказывает свое влияние на процессы, протекающие в организации. Важно, чтобы организационная культура способствовала ее развитию».

По мнению большинства исследователей, организационная культура обозначает формальные и неформальные правила поведения работников. Необходимо, чтобы эти правила соответствовали принципам корпоративной социальной ответственности, нормам права и общественной морали.

Обозначим основные направления формирования этичности профессионального поведения как нормы, соответствующей общественной морали в структуре реализации корпоративной социальной ответственности членов коллектива.

Слово «этика» происходит от греческого слова «Еthos» – обычай. Этика определяет принципы и ценности, управляющие поведением людей, положительные и отрицательные оценки их мыслей и действий.

Этика – совокупность норм поведения, мораль какой-либо общественной или профессиональной группы. При этом деловая этика – это многогранное понятие, включающее не только нормы,регулирующие ежедневное общение сотрудников  организации между собой и с администрацией, но и более широкие отношения – между организациями и предприятиями – социальными партнерами на местном и государственном уровнях.

Современная деловая этика подразумевает не только определенные моральные нормы организации, касающиеся ее отношений с окружающей социальной средой, но и внутреннюю – корпоративную этику, определяющую основы организационного и морального поведения работников.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)