Концепция социального партнерства

Возникновение и развитие партнерских отношений обусловлено потребностью новых социально-экономических и политических реалий, проявившихся в формировании рыночных отношений в экономике России на рубеже XIX–XX вв.

Идеи согласования интересов представителей труда и капитала возникли намного раньше. Они развивались в различных формах – от установления устных договоров работников и работодателей под патронажем органов государственной власти до заключения письменных договоров и соглашений в рамках отдельных предприятий и отраслей. Появившись на первых этапах становления капиталистических отношений, элементы социального партнерства находили выражение в повседневном взаимодействии работника и работодателя.

Также разработка теории социального партнерства тесно взаимосвязана с проблемами конфликта. Социальное партнерство возникает из конфликта, а именно, на этапе начала поиска путей его урегулирования или разрешения, на основе согласования интересов, позиций конфликтующих сторон, достижения компромисса, консенсуса, установления согласия.

По существу, теоретико-концептуальные основы социального партнерства находят свое воплощение в разработке теорий социального действия, социальной солидарности, а также таких близких и довольно часто употребляемых понятий, как социальное согласие, социальная сплоченность.

В теории социального действия, обстоятельно и глубоко исследованной Максом Вебером (1864– 1920 гг.) выделено четыре ее основных типа:

  • целерациональное;
  • аффективное;
  • традиционное.

Целерациональное действие, как он отмечал, характеризуется ясностью осознания действующим субъектом своей цели, соотнесенной с рационально осмысленными средствами, обеспечивающими ее достижение.

Ценностно-рациональное действие основывается на вере в его самодостаточную ценность. Оно заключает в себе нечто «иррациональное», так как абсолютизирует ценность, на которую ориентируется индивид или социальная группа.

Аффективное действие определяется соответствующим эмоциональным состоянием субъекта: ненавистью и гневом; воодушевлением, ужасом или наличием отваги. Аффективное действие имеет свой смысл не в достижении какой-либо «внешней цели», а определенности самого поведения, его характера и его проявления.

Традиционное действие, по М. Веберу, формируется на основе подражания, тем или иным образцам поведения, закрепленным в культурной традиции и не подлежащим рациональной критике. Значимость данного типа социального действия связана с тем, что к нему близка большая часть обычного повседневного поведения людей, в котором решающую роль выполняет привычка, верность ей, осознанная различными способами и в различной мере.

Интересно
Теоретико-концептуальные основы социального партнерства взаимосвязаны также с разработкой проблем социальной солидарности. Анализу последних отведено центральное место в трудах Эмиля Дюркгейма. Всякое общество характеризуется социальной солидарностью. Именно он активно развивал идею создания профессиональных корпораций – как новых органов общественной солидарности.

Формирование и эволюция теории социального партнерства взаимосвязаны и с проблемами возникновения и развития «организаций труда», «производственных ассоциаций». Данный подход обоснован в научных исследованиях представителей различных теоретических школ и направлений.

В трудах К. Маркса, Ф. Энгельса есть фундаментальные положения об анализе процессов партнерства в сфере социально-трудовых отношений: взаимность, взаимодействие ими рассматривалось как важная основа в характеристике социальных отношений. В своем совместном труде «Немецкая идеология» они подчеркивали, что «отношения индивидов во всяком случае не могут быть не чем иным, как их взаимными отношениями».

Вместе с тем в круг исследовательских интересов все более активно включались проблемы законодательного регулирования взаимоотношений наемных работников с представителями и владельцами капитала.

В ряде экономических трудов понятие социального партнерства характеризуется как юридическая форма организации совместной экономической деятельности нескольких физических или юридических лиц на основе договора; или как форма сотрудничества фирм, компаний, подтвержденная соответствующим договором (протоколом) о корпоративном партнерстве.

Кроме того, существуют близкие к социальному партнерству понятия «партнершип» и «копартнершип». Партнершип – это практикуемый в США и Англии вид неполного товарищества, не являющегося юридическим лицом и подлежащего регистрации лишь в случае, если не раскрываются имена его участников. В системе партнершипа участники несут совместную ответственность по обязательствам договоров товарищества; а по обязательствам, вытекающим из деликтов (незаконных действий, правонарушений, вызвавших нанесение ущерба и влекущих за собой обязанность его возмещения), совершаемых участниками товарищества, предусматривается солидарная ответственность.

Понятие «копартнершип», получившее распространение в США, Англии и в России еще в конце XIX в., характеризует партнерские отношения в производственной сфере среди работодателей и служащих, преимущественно административно-управленческого аппарата.

Понятие «социальное партнерство» имеет множество определений: по мнению доктора философских наук Г. П. Зинченко социальное партнерство необходимо представлять, как «форму взаимодействия многообразных субъектов социума (государственных институтов, корпораций, некоммерческих организаций, социальных групп), позволяющее им свободно выражать свои интересы и находить цивилизованные способы их реализации».

Анализ теоретической литературы показал, что изучением социального партнерства начали заниматься давно. Хороший пример ретроспективного анализа дал в своей книге В.А. Михеев, он указал, что изучением этих явлений занимались философы и деятели науки такие, как: Н. Макиавелли, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Ж. Ж. Руссо, А. Смит, Г. Лейбниц, М. Вебер, отечественные: Н. Х. Бунге, В. В. Берви-Флеровский, Д. И. Менделеев.

При этом он же сделал вывод о том, что «по существу теоретико-концептуальные основы социального партнерства находят свое воплощение в разработке теорий социального действия, социальной солидарности, а также таких близких и довольно часто употребляемых понятий, как социальное согласие, социальная сплоченность». Примерно такие же выводы делают другие исследователи института социального партнерства.

Социальное действие (взаимодействие) рассматривается различными авторами как процедура взаимообмена деятельностью между различными слоями общества, индивидуумами, группами, государственными институтам.

Социальное действие – это любое проявление социальной активности (деятельность, поведение, реакция, позиция), ориентированное на других людей. Это простейшая единица (единичный акт) социальной деятельности, предполагающая (учитывающая) определенные ожидания и реакцию других людей.

В свою очередь социальное согласие можно обозначить общими действиями, ценностями, убеждениями, возникающими в процессе взаимодействия между различными социальными группами, индивидуумами.

Социальное согласие является интегративной характеристикой общества и позволяет корректно интерпретировать социальные изменения. Значимым условием становления социального согласия является близость культурных традиций разных слоев и ценностное единство общества, поскольку данные факторы обеспечивают высокий уровень понимания устремлений, поступков и действий других людей.

Т. М. Глушанюк рассматривает социальное партнерство как: «форму взаимодействия многообразных субъектов социума (государственных институтов, корпораций, некоммерческих организаций, социальных групп и др.), позволяющее им свободно выражать свои интересы и находить цивилизованные способы их реализации».

А. И. Рашидова определяет социальное партнерство как «преобладающий способ регулирования отношений наемного труда становится способ достижения договоренности между трудом и капиталом. Также ей социальное партнерство рассматривается через принцип бипартизма, где равноправное взаимодействие рассматривается между трудящимися и работодателем.

В. А. Михеев утверждает, что социальное партнерство «…это цивилизованная форма общественных отношений в социально-трудовой сфере, обеспечивающая согласование и защиту интересов работников, работодателей (предпринимателей), органов государственной власти, местного самоуправления путем заключения договоров, соглашений и стремления достижению консенсуса, компромисса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития».

Существует определение, которое введено в Трудовом кодексе Российской Федерации и уточняется, как система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленное на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений.

Объектом социального партнерства является любая социальная группа. По мнению А. Михеева «объекты социального партнерства – реальное социально-экономическое положение различных социально-профессиональных групп, слоев, общностей; качество и уровень их жизни в пределах социально возможных и социально гарантированных способах получения дохода, распределения общественного богатства в соответствии с мерой и качеством труда, как реально осуществленного в настоящий момент, гак и уже осуществленного в прошлом».

При этом предметом социального партнерства являются:

  • подготовка и восполнение трудовых ресурсов;
  • защита прав трудящихся;
  • охрана труда, экологии;
  • обеспечение занятости населения через создание рабочих мест.

В более широком смысле предметом социального партнерства являются отношения по поводу социального воспроизводства населения в целом, образующих его групп, а также воспроизводство и развитие отдельной личности.

В широком плане предмет социального партнерства включает в себя не только сферу труда, занятости, распределения доходов, но и сферу потребления, здравоохранения, образования, подготовку и переподготовку кадров, социальное страхование и пенсионное обслуживание.

Таким образом, основной объект социального партнерства все социальные, социально- профессиональные, социально-территориальные, социально-национальные группы, слои, общности, их положение в социально-экономической, профессиональной структуре общества, уровень и качество жизни, их потребности и интересы.

В. А. Михеев утверждает, что «система социального партнерства вряд ли будет жизнеспособной и эффективной, если она не будет касаться жизненного положения отдельного человека, отдельной личности. И это особенно важно, когда речь идет о сфере занятости, о рынке труда. Положение каждого человека на рынке труда, перспективы его профессионального роста и развития, возможности общественно-полезного использования его трудового потенциала и должны составлять конкретный предмет социального партнерства».

Социальное партнерство следует рассматривать не только как состояние, но и как процесс динамического равновесия развивающихся интересов всех его основных субъектов. Основные направления, содержание, цели и задачи социального партнерства не могут оставаться неизменными. Они зависят от уровня (общегосударственного, регионального, отраслевого или уровня отдельного предприятия, организации) согласованности действий и от возможностей его субъектов, от конкретной социально-экономической ситуации их взаимодействия

Охарактеризуем особенности социального партнерства:

  • в рамках социального партнерства взаимодействуют стороны, которые имеют различные интересы;
  • как бы не были различны интересы, взаимодействуют стороны на выгодных для себя условиях;
  • социальное партнерство является механизмом развития гражданского общества;
  • возможность диктата одной стороны взаимодействия низкая, поскольку социальное партнерство предполагает договорные отношения на основе компромисса, консенсуса;
  • социальное партнерство в некоторых случаях может ухудшать социально – экономическое положение одной из сторон, если вовлечение в этот процесс происходит под давлением.

Обозначим принципы социального партнерства:

  • демократичность, законность, добровольность, равноправие сторон;
  • гуманизм, социальная солидарность, социальная справедливость, свобода в экономической и политических сферах, уважение, согласование и защита интересов сторон, полномочность их представителей;
  • социальный диалог, сотрудничество, взаимодействие, свобода выбора в обсуждении вопросов, составляющих содержание соглашений и договоров, обязательность их исполнения, ответственность сторон за неисполнение принятых соглашений и договоров;
  • конкуренция, конфронтация, противостояние, борьба;
  • толерантность, компромисс, консенсус, нейтралитет.

Данные принципы в реализации социального партнерства необходимо учитывать, разрабатывать новые, которые в случае уже имеющихся позволят достигнуть цели и решить задачи, поставленные перед социальным партнерством, как инструментом для решения социально-экономических задач в деятельности организации.

Социальное партнерство как особый вид общественных отношений характеризуется следующими существенными чертами:

  • во-первых, наемные работники и работодатели, предприниматели выступают как субъекты социального партнерства социального партнерства имеют не только общие, но и принципиальные различные, а нередко противоположные социально-экономические и политические интересы (каждый из субъектов партнерства выполняет свою, присущую только ему социальную функцию);
  • во-вторых, социальное партнерство – это взаимовыгодный процесс взаимодействия работников. работодателей и властных структур, в котором объективно заинтересованы все стороны (посредством регулирования социально-трудовых отношений оно направлено на обеспечение оптимального баланса интересов в реализации главных вопросов, на создание благоприятных условий для стабильного социально-экономического развития);
  • в-третьих, социальное партнерство важный фактор формирования институтов гражданского общества, общественных объединений работников, работодателей и предпринимателей, осуществления их цивилизованного диалога между собой и с государством;
  • в-четвертых, социальное партнерство реализуется на основе договоров и соглашений, взаимных разумных уступок, путем достижения компромисса, согласия и установления социального мира;
  • в-пятых, отношения социального партнерства могут быть деструктивными и регрессивными, если доминирующей основой их является опора на «клановую солидарность» с соответствующей закрытостью;
  • в-шестых, в социальном партнерстве может проявляться двойственность отношений корпоративистского стиля, содержащих в себе как позитивные, так и негативные стороны.

Социальное партнерство формируется и развивается на осуществлении максимально возможного согласования интересов. Уровень согласования, мера согласия выступают в качестве исходного критерия партнерских отношений. Низкий уровень согласования интересов, потребностей, ценностных установок, позиций субъектов социального партнерства создает условия для неприязненных отношений, а порой остроконфронтационных действий, стимулирует нарастание социальной напряженности. Как известно, отношения социальной напряженности весьма ситуативны и при определенных условиях могут перерасти в агрессивные, враждебные, но могут стать и предпосылкой формирования конкурентных отношений.

Уточним, что конкуренция – в данном случае – это специфическая форма достижения определенного статуса, овладения не только материальными, но интеллектуальными, профессиональными и духовными ресурсами, широко распространенными среди работников всех сфер, предпринимателей, бизнесменов, представителей творческой интеллигенции, науки, культуры, государственных служащих. Социальное партнерство позволяет объединить потенциал индивидуализма и профессионализма.

Государство, властные структуры предпринимают позитивные действия для утверждения системы социального партнерства в целях освобождения себя от функций повседневного управления и насаждения его жестких форм, развития и поддержание коллективизма, инициативности в условиях рыночной экономики, демократии, политического, административного управления и самоуправления.

Таким образом, в современной научной литературе и на практике социальное партнерство характеризуется неоднозначно, причем последние годы содержание социального партнерства претерпело изменения. В современной науке сложились различные подходы к пониманию данной проблемы.

В рамках первого подхода, социальное партнерство представлено как специфический вид общественных отношений между профессиональными социальными группами, слоями, классами и властными структурами.

В случае второго подхода социальное партнерство – это конкретный тип социально-трудовых отношений между органами государственной власти, работодателем и трудовым коллективом. С точки зрения третьего подхода, социальное партнерство рассматривается как мировоззренческая основа согласования и защиты интересов различных социальных групп, слоев, общественных объединений бизнеса и органов власти.

Перечисленные выше особенности социального партнерства свидетельствуют, что процесс его развития происходит в условиях поиска наиболее эффективных форм, методов и механизмов партнерских отношений в социально трудовой сфере.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)