Корпоративная идентичность в условиях деятельности образовательной организации

В современном обществе воспитание и образование выполняют жизненно – значимые функции, они воспроизводят и развивают потенциал, позволяющий обществу изменяться, обновляться, прогрессировать, при этом оставаясь гуманным и цивилизованным.

В условиях принятия новых образовательных стандартов на современные образовательные организации возлагаются новые социальные функции:

  • инклюзия детей с особыми образовательными потребностями в целостном образовательном процессе и создание оптимальных условий личностного развития детей;
  • реабилитация и оздоровление детей, имеющих ограниченные возможности здоровья;
  • просветительская функция, подразумевающая формирование родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения детей;
  • новые культурные коммуникации, обусловленные притоком детей, не говорящих на русском языке;
  • экономические особенности, требующие особых навыков «выживания» в непростой социально-экономической ситуации.

Обозначенные позиции социальных функций в системе деятельности образовательной организации способствуют появлению различных сообществ, которые все более осознают свою роль в системе управления и усиления связей корпоративной деятельности педагогического коллектива. На наш взгляд, это связано с тем, что обновляющаяся система образования в настоящий период учитывает общественные тенденции к созданию профессиональных и педагогических объединений, действующих на корпоративной основе.

Данные направления деятельности современной образовательной организации подтверждаются положениями государственной политики и взглядами философов на появление и совершенствование новой формы коллективного мышления. Так, по словам французского философа М. Конша «… сегодня вместо общего мира мы имеем дело с экстравагантным ансамблем социальных групп».

Уточним, что коллектив – ячейка общества, в которой сочетаются общественные, групповые и индивидуальные интересы, представляет собой организованную общность людей, объединенных конкретным видом общественно-полезной деятельности, осуществляемой в рамках той или иной формы собственности и складывающимися в ходе этих отношениями взаимной ответственности, интересами, ценностными ориентациями, установками и нормами поведения.

Коллектив – весьма сложное явление, в котором воспроизводятся и реализуются экономические, политические, идеологические, правовые, нравственные, этические и другие общественные отношения. Он своего рода организм, имеющий ряд взаимосвязанных признаков, к наиболее важным из которых относятся: совместная деятельность; наличие общих интересов, целей и задач; единая организация и управление; относительная устойчивость и длительность функционирования.

Различают коллективы: трудовые, общественно – политические, учебные, воинские, спортивные, культурные, бытовые и другие.

Главными функциями коллектива, в том числе и в образовательной организации, являются:

  • продуктивная или производственно-экономическая, социально-интегративная, обеспечивающая реализацию принципов социальной справедливости и ответственности;
  • управленческая, осуществляющая организацию деятельности коллектива, расширение и обогащение демократических начал;
  • воспитательная, обеспечивающая единство прав и обязанностей членов коллектива, развитие их активности, инициативы и профессионализма.

Функции коллектива реализуются через соответствующие его структуры: социотехническую, экономическую, социальную, административно-управленческую, общественно-политическую.

В коллективе современных образовательных организаций реализуется деловое профессиональное общение, которое в рамках корпоративной идентичности коллектива выступает как важный элемент сплочения коллектива и представляет собой разновидность общения, цель которого – достижение какого-нибудь соглашения, договоренности в сфере трудовой, предпринимательской, профессиональной, общественной и другой деятельности, кооперация, сотрудничество.

Такой вид общения возникает между людьми, не состоящими друг с другом в близких (неформальных) межличностных отношениях – коллегами, руководителем и подчиненным, родителями воспитанников и педагогами. При этом статусы партнеров четко определены, деловое общение проходит в рамках общепризнанных норм и представлений.

Наряду с деловым общением в коллективах образовательных организаций реализуются социальные отношения – отношения между социальными субъектами по поводу их социальной справедливости в распределении условий становления и развития личности, предоставления социальных благ – это отношения ответственной взаимозависимости членов коллектива.

Именно поэтому формирование позиций корпоративной идентичности образовательной организации включает принадлежность сотрудников к целям и миссии учреждения, ощущение ценности профессии в новых социокультурных условиях, чувство гордости, принятие корпоративных ценностей, и самое важное установление контактности на всех уровнях общения – коллегами, персоналом, родителями воспитанников.

Уточним, что контактность (лат. contartus – соприкосновение) – тесное общение, способность к установлению позитивных социальных контактов, взаимодействие в работе, согласованность действий.

Интересно
Это интегральное качество обусловлено такими социально-психологическими свойствами личности, как «открытый» для общения характер, стремление к информированности (осведомленности), способность устанавливать деловые связи, и располагать к себе людей, умении видеть спорную ситуацию конфликтующих сторон, способность слышать, понимать и убеждать.

В этой связи, корпоративная направленность деятельности коллектива образовательной организации представляет собой взаимосвязь с жизнедеятельностью учреждения, правилами и нормами поведения в коллективе, корпоративными ценностями, личностно значимыми для каждого члена коллектива, организацию создания действия коллегиальных органов, способствующих созданию команды-единомышленников, духовно-ценностной основы коллектива: волевого, организационного,
эмоционально-мотивационного, корпоративного единения коллектива и объединений: педагогов и персонала; творческих групп, научно-методического совета, профсоюзного комитета, временных творческих коллективов, ассоциации молодых педагогов, сообщества педагогов-стажистов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)