Корпоративная этика

Корпоративная этика – один из важных элементов, объединяющих работников организации в единый социальный организм. Она способствует организации и координации деятельности сотрудников, так как их внутренняя готовность соответствовать принятым в коллективе ценностям чаще всего действует на производственный процесс эффективнее, чем прямые приказы администрации. Единство ценностных установок сотрудников организации создает гармоничную и динамичную форму делового сообщества.

Обозначим ряд принципов, которые достаточно четко определяют и конкретизируют основные позиции проявления этичности поведения руководителя /менеджера образования:

  • основной принцип – «золотое правило», которое является главным и всеобщим для всех людей: «Вы не должны допускать по отношению к подчиненным, к руководству, сотрудникам и партнерам таких поступков, каких бы не желали по   отношению к себе» (вести себя порядочно, честно, не использовать интриги, конфликты для достижения желаемого результата, не допускать унижений, оскорблений);
  • разумное сочетание индивидуального и коллективного в работе руководителя/менеджера (сотрудничество, партнерство, содействие, взаимодействие, личная ответственность за результаты работы, инициативность), при этом важен баланс в сочетании коллективизма и индивидуализма стиля управления в организации;
  • недопущение необоснованного давления и нажима на коллег и подчиненных;
  • доверие и доброжелательность, дружелюбие – создают условия для проявления сотрудниками лучших профессиональных и личностных качеств, что существенно влияет на результативность работы;
  • принцип бесконфликтности, умение вовремя локализовать конфликтную ситуацию способствует установлению уважительных отношений в коллективе;
  • принцип справедливости обеспечивает всем работникам равные права и возможности оплаты
    труда, премирования, вознаграждения.

Большое влияние на формирование корпоративной этики и трудовых отношений оказывают стандарты, выработанные Международной организацией труда (МОТ). Сегодня насчитывается около 200 международных Конвенций и рекомендаций, которые в качестве международных трудовых норм нацелены на гуманизацию и демократизацию труда, социальную защищенность и создание благоприятных условий труда. В Европе основные демократические нормы зафиксированы в виде «Хартии основных социальных прав трудящихся» («Социальная хартия ЕС»).

В этом документе сосредоточены следующие положения:

  • обеспечивать своих работников работой и заработной платой, которые повышают их уровень жизни;
  • создавать такие условия труда для работников, которые не наносят ущерб их здоровью и человеческому достоинству;
  • быть честным в коммуникациях со своими работниками и обеспечивать им открытый доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции;
  • прислушиваться и по возможности реагировать на предложения работников, их идеи, требования и жалобы;
  • в случае возникновения конфликтов участвовать в открытых переговорах с работниками;
  • избегать дискриминационной политики и гарантировать работникам равные права и возможности, независимо от пола, возраста, расовой принадлежности и религиозных убеждений;
  • стимулировать в рамках деятельности организации использование труда работников с различным профессиональным уровнем на тех рабочих местах, где они могут принести наибольшую пользу;
  • обеспечить охрану труда работников во избежание несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • поощрять работников и помогать им в развитии необходимых навыков и знаний, часто связанных с принятием решений, а также сотрудничать с государственными органами, трудовыми объединениями, другими службами».

Авторы учебного пособия «Корпоративная социальная ответственность» отмечают, что деловую этику можно рассматривать на трех иерархических уровнях.

Мировой уровень (гипернормы). Они основываются на общечеловеческих ценностях.

Нормы этого уровня сформулированы и зафиксированы, например, в «Принципах международного бизнеса» – Всемирном этическом кодексе, принятом в 1994 г. в Швейцарии представителями ведущих компаний и консультантами бизнеса из США, Западной Европы и Японии.

Гипернормы, зафиксированные в указанном документе, носят обобщенный, декларативный характер, они определяют:

  • социальную ответственность организации (создание общественных благ, рабочих мест, повышение уровня жизни клиентов, служащих, а также населения в целом);
  • модернизацию технологий, методов производства, маркетинга и коммуникаций;
  • уважение правовых норм и обеспечение равных возможностей в конкуренции;
  • признание верховенства этических норм;
  • уважительное отношение к окружающей среде;
  • отказ от противозаконных действий (взяточничества, «отмывания» денег и т. п.).

Макроуровень – нормы, устанавливаемые в масштабе отрасли (образования) или национальной экономики.

Этические постулаты этого уровня являются общими предписаниями, но, в отличие от гипернорм, реализуются на более низком уровне, для этого создаются отраслевые или национальные Кодексы этики организации.

Микроуровень – нормы, устанавливаемые на уровне отдельной организации. Они определяют реализуемый им набор моральных принципов и ценностей.

Например, доверие и отсутствие дискриминации в отношении работников, честность и обязательность по отношению к персоналу, клиентам, партнерам и ответственность при выполнении должностных обязанностей.

Следует отметить то, что на национальном уровне предприняты попытки регулирования трудовых отношений и выработки принципов этичного делового поведения. В России в 90-х гг ХХ в. был принят ряд профессиональных этических кодексов: «Кодекс чести банкира» (1994), «Правила добросовестной деятельности членов профессиональной ассоциации участников фондового рынка» (1994), «Кодекс чести членов Российской гильдии риэлторов» (1994), «Двенадцать принципов ведения дел в России» (1998).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)