Корпоративная этика
Корпоративная этика – один из важных элементов, объединяющих работников организации в единый социальный организм. Она способствует организации и координации деятельности сотрудников, так как их внутренняя готовность соответствовать принятым в коллективе ценностям чаще всего действует на производственный процесс эффективнее, чем прямые приказы администрации. Единство ценностных установок сотрудников организации создает гармоничную и динамичную форму делового сообщества.
Обозначим ряд принципов, которые достаточно четко определяют и конкретизируют основные позиции проявления этичности поведения руководителя /менеджера образования:
- основной принцип – «золотое правило», которое является главным и всеобщим для всех людей: «Вы не должны допускать по отношению к подчиненным, к руководству, сотрудникам и партнерам таких поступков, каких бы не желали по отношению к себе» (вести себя порядочно, честно, не использовать интриги, конфликты для достижения желаемого результата, не допускать унижений, оскорблений);
- разумное сочетание индивидуального и коллективного в работе руководителя/менеджера (сотрудничество, партнерство, содействие, взаимодействие, личная ответственность за результаты работы, инициативность), при этом важен баланс в сочетании коллективизма и индивидуализма стиля управления в организации;
- недопущение необоснованного давления и нажима на коллег и подчиненных;
- доверие и доброжелательность, дружелюбие – создают условия для проявления сотрудниками лучших профессиональных и личностных качеств, что существенно влияет на результативность работы;
- принцип бесконфликтности, умение вовремя локализовать конфликтную ситуацию способствует установлению уважительных отношений в коллективе;
- принцип справедливости обеспечивает всем работникам равные права и возможности оплаты
труда, премирования, вознаграждения.
Большое влияние на формирование корпоративной этики и трудовых отношений оказывают стандарты, выработанные Международной организацией труда (МОТ). Сегодня насчитывается около 200 международных Конвенций и рекомендаций, которые в качестве международных трудовых норм нацелены на гуманизацию и демократизацию труда, социальную защищенность и создание благоприятных условий труда. В Европе основные демократические нормы зафиксированы в виде «Хартии основных социальных прав трудящихся» («Социальная хартия ЕС»).
В этом документе сосредоточены следующие положения:
- обеспечивать своих работников работой и заработной платой, которые повышают их уровень жизни;
- создавать такие условия труда для работников, которые не наносят ущерб их здоровью и человеческому достоинству;
- быть честным в коммуникациях со своими работниками и обеспечивать им открытый доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции;
- прислушиваться и по возможности реагировать на предложения работников, их идеи, требования и жалобы;
- в случае возникновения конфликтов участвовать в открытых переговорах с работниками;
- избегать дискриминационной политики и гарантировать работникам равные права и возможности, независимо от пола, возраста, расовой принадлежности и религиозных убеждений;
- стимулировать в рамках деятельности организации использование труда работников с различным профессиональным уровнем на тех рабочих местах, где они могут принести наибольшую пользу;
- обеспечить охрану труда работников во избежание несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
- поощрять работников и помогать им в развитии необходимых навыков и знаний, часто связанных с принятием решений, а также сотрудничать с государственными органами, трудовыми объединениями, другими службами».
Авторы учебного пособия «Корпоративная социальная ответственность» отмечают, что деловую этику можно рассматривать на трех иерархических уровнях.
Нормы этого уровня сформулированы и зафиксированы, например, в «Принципах международного бизнеса» – Всемирном этическом кодексе, принятом в 1994 г. в Швейцарии представителями ведущих компаний и консультантами бизнеса из США, Западной Европы и Японии.
Гипернормы, зафиксированные в указанном документе, носят обобщенный, декларативный характер, они определяют:
- социальную ответственность организации (создание общественных благ, рабочих мест, повышение уровня жизни клиентов, служащих, а также населения в целом);
- модернизацию технологий, методов производства, маркетинга и коммуникаций;
- уважение правовых норм и обеспечение равных возможностей в конкуренции;
- признание верховенства этических норм;
- уважительное отношение к окружающей среде;
- отказ от противозаконных действий (взяточничества, «отмывания» денег и т. п.).
Макроуровень – нормы, устанавливаемые в масштабе отрасли (образования) или национальной экономики.
Микроуровень – нормы, устанавливаемые на уровне отдельной организации. Они определяют реализуемый им набор моральных принципов и ценностей.
Следует отметить то, что на национальном уровне предприняты попытки регулирования трудовых отношений и выработки принципов этичного делового поведения. В России в 90-х гг ХХ в. был принят ряд профессиональных этических кодексов: «Кодекс чести банкира» (1994), «Правила добросовестной деятельности членов профессиональной ассоциации участников фондового рынка» (1994), «Кодекс чести членов Российской гильдии риэлторов» (1994), «Двенадцать принципов ведения дел в России» (1998).
- Этический Кодекс
- Нормы деловой этики
- Организационная культура и этика в образовательной организации
- Социально-психологический климат в коллективе образовательной организации
- Визуальный имидж в образовательной организации
- Корпоративная идентичность в условиях деятельности образовательной организации
- Стратегии корпоративной идентичности учреждения
- Устойчивый имидж и деловая репутация образовательной организации
- Формирование организационной культуры в образовательной организации
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу