Компоненты педагогической поддержки

Педагогическая поддержка представляет собой интеграцию организационно-управленческого, диагностико-проектировочного, интерактивно-коммуникативного, рефлексивно-аналитического компонентов, а также мировоззренческого компонента как ведущего.

Организационно-управленческий компонент ориентирован на организацию процесса педагогической поддержки деятельности ребенка. Он решает следующие задачи: участие в разработке программы развития, образовательных программ образовательного учреждения, создание структур, необходимых для педагогической поддержки (методические и психологические службы), организация повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогической поддержки детей, разработка программы мониторинга, материально-техническое обеспечение процесса, установление внешних связей с социокультурной средой города.

Диагностико-проектировочный компонент ориентирован на изучение потенциала детей с целью выбора оптимального для них индивидуального образовательного пути и разработку проекта в виде программы деятельности коллектива и личности, обеспечивающей успешность процесса социализации и индивидуализации (духовного развития школьников). При этом под диагностикой понимается деятельность по изучению состояния субъектов образовательной деятельности. Под проектированием – деятельность педагога по созданию проекта, представляющего собой прообраз предполагаемого объекта, состояния.

На диагностическом этапе проводится несколько исследований социологических, психологических, педагогических, позволяющих впоследствии определить содержание, формы и методы работы с детьми.

Данный компонент ответственен за изучение потребностей, способностей, возможностей ребенка, а также за процесс их самопознания, результатом которого становится выбор индивидуально-коллективного пути развития в форме индивидуальной или групповой программы, на содержание которой ребенок имеет право влиять исходя из своих познавательных и творческих потребностей.

Мировоззренческий компонент – развитие духовной и нравственной позиции школьников.

Мировоззрение детей активно формируется и развивается в процессе деятельности.

Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

В основе мировоззрения лежит миропонимание, т.е. совокупность определенных знаний о мире; и мировосприятия, которое выражено в определенных идеалах, моделях и образах реальности, формирующихся в практической жизни, искусстве, литературе, науке, религии.

Мировоззрение всегда связано с чувственными отношениями, т.е. ощущением удовлетворенности или неудовлетворенности окружающей реальностью. Поэтому может возникать пессимистическое или оптимистическое мировоззрение, догматическое, или скептическое.

Мировоззрение всегда связано с убеждением. У каждого человека его мировоззренческие взгляды всегда складываются в результате длительной, сложной интеллектуальной работы. Такие взгляды становятся фундаментом его духовной культуры, сущностью его «Я», определяют жизненные позиции. Известно, что мировоззрение может формироваться стихийно, и тогда мы говорим об обыденном мировоззрении, под влиянием религиозных учений (религиозное мировоззрение), на основе специально организованного освоения научных знаний (научное мировоззрение).

Космическое мировоззрение характеризует не только ценности человеческой жизни, развитие гуманного отношения к людям, их культуре и окружающей природе (умение строить отношения с людьми, уважительное и бережное отношение к растительному и животному миру, умение ценить и оберегать культуру, отраженную в архитектуре, живописи, произведениях писателей, поэтов, национальных традициях и т.д.), но и понимание Беспредельности своего существования в соответствии с Космическими законами, принятии духовных ценностей, духовного восхождения, направленного на движение к Общему Благу, ориентация на развитие глубинного сознания.

Современная школа должна переориентироваться на развитие космического мировоззрения, тем самым помочь подростку увидеть взаимосвязь духовных и социальных целей развития.

Мировоззренческий компонент ориентирован на развитие духовного сознания. Включает: духовно-нравственную и эстетическую деятельность, направленных на формирование мировосприятия; а также познавательную атмосферу, направленных на формирование миропонимания, которые реализуются в деятельности и общении в урочное и внеурочное время.

Духовно-нравственная деятельность. На уроках истории, литературы, религоведения, биологии и других предметов, в процессе лекций, бесед, дискуссий происходит осмысление нравственных поступков и духовного поиска исторических личностей, литературных героев, ученых, тем самым постепенно формируются духовные ценности, развивается духовное сознание.

Во внеурочное время организуется совместная деятельность по благоустройству школы, помощи престарелым, малышам, инвалидам, защите птиц, животных, деревьев, водоемов. Ребята участвуют в очистке парков и лесных зон от мусора, заботятся о детских площадках, скульптурах, архитектурных памятниках, своих домах.

Ребята участвуют в обсуждении проблем современного общества с его конфликтами и катастрофами, стремятся к определению их причин и способов разрешения, постижению Космических законов Бытия, проблем развития духовных и энергетических качеств, что способствует развитию сознания детей. Участвуют в выработке правил жизнедеятельности, в основе которых лежит помощь слабым, новеньким, забота о них, культурные взаимоотношения мальчиков и девочек и т.д.

Познавательная деятельность осуществляется на уроках при изучении научных теорий, фактов социальной и духовной жизни, духовного развития в процессе активного включения школьников в их «переоткрытия», осмысления, осознания важности этого знания для себя.

Во внеурочное время – участие в предметных кружках и клубах, в проектной деятельности, в ученическом самоуправлении, направленных на Общее Благо, взаимодействие с внешними учреждениями (другими образовательными учреждениями, центрами творчества, библиотеками, подростковыми клубами, вузами, общественными и государственными организациями и учреждениями), для участия в разнообразных конференциях, семинарах, акциях, играх.

Эстетическая деятельность осуществляется в материально-предметной сфере, в облагораживании внешнего облика ее субъектов, в процессе освоения произведений искусства. Она должна быть привлекательной и многообразной, постоянно находиться в творческом развитии.

Педагог совместно с детьми рассматривает особенности моды, стиля одежды, рассматривает понятия «эстетического вкуса» и «безвкусицы», стремится демонстрировать эстетику своей одежды. Вопросы внешнего вида могут возникать и в учебное время, при обсуждении обликов литературных героев, на уроках МХК при изучении произведений искусства. А также во внеурочное время – во время дискуссий на классных часах о моде, ее направлениях, перспективах развития; в клубах общения, художественных кружках.

Эстетическая деятельность должна быть важным фактором гармонического, мажорного стиля взаимоотношений педагогов, школьников и их родителей. Окрики, брань со стороны учителя, а затем призывы к уважительному, гуманному, эстетическому общению школьников, вызывает у последних только обратную реакцию – неприятие эстетических норм взаимодействия, лживость и нежизнеспособность.

Особенностями мировоззренческого компонента являются:

  • взаимосвязь духовных ценностей личности с семейными, социумными, региональными, государственными, общечеловеческими;
  • толерантность, т.е. поддержка права каждого иметь свою точку зрения;
  • перманентное обновление содержания и форм работы, поддерживающее школьников в развитии и саморазвитии нравственных, познавательных и эстетических способностей;
  • интегративность направлений и форм развития мировоззрения (изучение этикета на уроке и использование в практической деятельности влияет на развитие духовных качеств личности).

Интерактивно-коммуникативный компонент включает ребенка в осознанную познавательную, творческую деятельность, а также деятельность по решению личностных проблем, способствующую его успешному развитию и саморазвитию. Этот компонент предполагает интеграцию разных видов деятельности ребенка (познавательной, творческой, коммуникативной); интеграцию внутренней среды учреждения образования с внешней социокультурной средой (высшими учебными заведениями, учреждениями культуры, искусства, спорта, общественными организациями и т.п.) для организации исследовательской, творческой работы школьника; интеграцию деятельности педагога, психолога, методиста.

Вариативность проявляется в выборе форм, технологий деятельности педагога и ребенка. Задача педагога заключается в организации процесса деятельности. Содержание, формы, методы образовательного процесса зависят от его направления.

Однако есть общие аспекты:

  • практико-ориентированный характер (преобладание в общем объеме времени практических занятий);
  • личностно-ориентированный характер (определение содержания, форм, методов воспитания исходя из интереса ребенка);
  • разнообразие форм занятий (деловые, ролевые игры, экскурсии, занятия-диспуты, дискуссии, лабораторные, практические занятия в архивах, мастерских, творческих студиях и т.п.), праздников, и иных мероприятий;
  • отсутствие оценочной системы.

Педагог в образовательном процессе выступает как старший, опытный коллега, консультант, партнер в совместной деятельности, что определяет необходимость организации воспитательного процесса с преобладанием индивидуальных и групповых форм работы. Таким образом, содержание интерактивного компонента состоит в осуществлении практической деятельности при поддержке педагога через создание продукта самостоятельной работы в избранной им сфере научного знания, культуры, искусства.

Интересно
В общении и коммуникации утверждаются гуманные и равноправные отношения между взрослыми и детьми, гуманные, гармонического стиля отношения, основанные на взаимном интересе, уважении к чужому мнению, договоре, демократических принципах, цивилизованном (правовом) решении конфликтных ситуаций.

Интерактивно-коммуникативный компонент педагогической поддержки реализуется и в совместной деятельности по оказанию помощи ребенку в решении его проблем. Рефлексивно-аналитический компонент состоит в анализе результатов педагогической поддержки детей на четырех уровнях – деятельности ребенка, коллектива учащихся, педагога, учреждения, по итогам которого определяется программа коррекционных мер.

Оценивая деятельность ребенка, педагог определяет результаты его познавательной, творческой деятельности посредством выявления уровня личностной компетентности, оценки качества самостоятельной деятельности. Педагог помогает ученику провести анализ собственной работы, что позволяет развивать рефлексию и самокоррекцию личности.

Анализ деятельности коллектива учащихся осуществляется как самостоятельно социальным педагогом путем анкетирования, беседы, наблюдения, так и самим коллективом учащихся, которые в процессе обсуждения не только оценивают свою работу, но и вносят коррективы и предлагает перспективы дальнейшего развития.

Содержание деятельности педагога в рамках этого компонента заключается в анализе и самоанализе степени реализации целей образовательной программы, динамики собственного профессионального развития и, исходя из этого, в определении путей коррекции своей деятельности.

Интересно
На уровне учреждения анализируются результаты реализации программы развития, образовательной, целевых программ; деятельности методической и психологической служб по повышению профессиональной компетентности педагогов, по разработке и реализации программы мониторинга, его инструментария (экспертиза образовательных и воспитательных программ и т.п.).

Определяются проблемы, разрабатывается система мер коррекционных мероприятий. Главными задачами в деятельности современного педагога являются обеспечение индивидуального развития и саморазвития ребенка, поддержка в решении жизненных проблем, защита его достоинства и прав.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)