Воспитание детей и подростков в спортивной среде учреждений физкультурно-спортивной направленности

Рассмотрим понятие воспитания с общепедагогических позиций. В истории российского образования наиболее общим ключевым служило понятие «воспитание», которое в авторитарной педагогике рассматривалось как «более или менее жесткое, целенаправленное руководство развитием личности», а в гуманистической — «как создание условий, стимулирование развития каждого ребенка и человека вообще, направленное на раскрытие и умножение его творческого потенциала, адаптацию в обществе как свободной самостоятельной личности».

Интересно
Наиболее устоявшимся являлось понятие «образование» как специально организованный процесс систематического обучения и в целях подготовки человека к жизни. Вместе с тем в 60-е годы ХIХ века в российской педагогической науке (К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, П. Г. Редькин, Н. И. Пирогов, В. Я. Стоюнин и др.) развернулась острая дискуссия по поводу различения терминов «воспитание» и «образование», а также по вопросу, должна ли школа брать на себя воспитательные функции.

Дискуссия эта фактически осталась незавершенной, но позволила развести указанные дефиниции следующим образом: под образованием практически все авторы понимали интеллектуальное развитие личности, связанное с усвоением основ наук, т. е. систематическое обучение, а под воспитанием – либо духовное (нравственное) воздействие на личность, либо в целом процесс формирования характера.

На тех же позициях стоял и П. Ф. Лесгафт, основатель научной теории отечественного физического воспитания, назвавший свою систему «физическим образованием», желая акцентировать внимание на целостном умственном, эстетическом и физическом развитии человека в процессе занятий физическими упражнениями.

В частности, к области воспитания он относил «нравственные качества человека и его волевые проявления, т. е. выработку характера», а к области образования — «систематическое умственное, эстетическое и физическое развитие». Общей целью воспитания и образования П. Ф. Лесгафт считал «гармоническое, всестороннее развитие деятельности человеческого организма» и «сознательное ограничение произвола в размышлениях и действиях человека и выяснение своей собственной личности и ее значения».

Советский период развития педагогики внес существенный вклад в уточнение ее базовых понятий, что позволяет сегодня трактовать понятие воспитание в трех смыслах: широком социальном (как социальное формирование человека); широком педагогическом, включающем в себя обучение и «чистое воспитание»; узком педагогическом («чистое воспитание как применение специфических систем, программ и приемов воспитательного воздействия»).

«Воспитание — целенаправленное создание условий и стимулирование развития человека, реализации его задатков и внутренних резервов; процесс субъект-субъектного взаимодействия, направленный на выработку определенных личностных качеств, которые задаются различными институтами общества».

Воспитание в спорте — это взаимодействие тренера и спортсмена, ориентированное на развитие кондиционных, двигательных и познавательных способностей и личностных качеств ребенка. Воспитание, обучение, развитие — взаимосвязанные процессы, и все они невозможны без взаимодействия педагога-тренера, спортсмена, родителя, администрации и вспомогательного персонала в спортивной среде образовательной организации. И от того, как построена среда образовательной организации, зависит эффективность воспитательного процесса.

Интересно
Проблема воспитательного потенциала среды имеет давние традиции. Причем взлеты ее актуальности постепенно сменялись критикой методологических позиций и забвением. Наиболее яркий след в средоведении оставили А. Буземан, А. Вольф, П. Ф. Лесгафт, Л. Н. Толстой, С. Т. Шацкий, К. Д. Ушинский.

Спортивная среда и спортивная деятельность не равнозначные понятия. Спортивная деятельность для спортивной среды является родовым и системообразующим фактором. Причем спортивная среда сама по себе значительно шире, нежели спортивная деятельность, и может оказывать свое влияние на человека и его поведение за пределами реальной «здесь и сейчас» спортивной деятельности.

Спортивная школа — особая образовательная среда, призванная решать комплекс развивающих, образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с возрастными особенностями детей и этапом спортивной подготовки. Причем иерархия этих задач на определенном этапе подготовки для каждого ребенка будет особой. Согласно Е. Е. Хвацкой, «успешный спортсмен — тот, кто достигает поставленной цели (задачи), а не тот, кто лучше другого!».

Под спортивной средой образовательного учреждения мы понимаем совокупность различных условий и возможностей, содержащихся в пространственно-предметном и социальном окружении для физического и духовного формирования и развития личности ребенка средствами спортивной деятельности.

Интересно
В структуре спортивной среды, согласно экопсихологическому подходу О. Дункана, Л. Шноре, мы выделяем субъектов (администраторы, тренеры, спортсмены, их родители), пространственнопредметный (спортивные сооружения, оборудование, инвентарь), социально-коммуникативный (ценности, традиции, нормы, социальные взаимодействия) и технологический (программы, технологии, средства, методы) компоненты.

Методология нашего подхода базируется на идеях экологической психологии, а именно на теории возможностей Дж. Гибсона, отмечающего активное начало субъекта, осваивающего свою жизненную среду («экологический мир» по Гибсону) и на экобихевиоральных исследованиях Р. Баркера и Е. Виллемса, обосновавших существование «поведенческих сеттингов», опосредующих поведение человека в зависимости от физического и социального окружения, а главное — на теории развивающего обучения В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, исходной позицией которых является гипотеза Л. С. Выготского о динамическом соотношении процессов обучения и развития, и теории деятельности А. Н. Леонтьева, согласно которой, взаимодействуя со средой, субъект не только осваивает, но и созидает среду и свою индивидуальность.

Очень важным в методологическом плане является положение В. В. Рубцова о том, что «человек для другого человека также выступает как элемент окружающей среды, оказывая влияния на него своими отношениями и действиями».

Подтверждение тому находим у П. Ф. Лесгафта, считавшего среду определяющим фактором развития «индивидуальных и социальных» свойств человека, и у Л. С. Выготского, который подчеркивал, что «если учитель бессилен в непосредственном воздействии на ученика, то он всесилен при опосредованном влиянии на него через социальную среду».

Основные положения нашей концепции воспитания в спортивной среде следующие:

  1. Спортивная среда образовательного учреждения — это экокомплекс, где каждый субъект осуществляет свою деятельность, используя программы и технологии, пространственно-предметные элементы, в контексте сложившихся социальных отношений с целью физического и духовного развития ребенка средствами массового спорта.
  2. Спортивная среда активна, в ней создаются условия (поведенческие сеттинги), в которых все субъекты проявляют определенные паттерны поведения.
  3. Субъект активен — он использует возможности, предоставленные ему спортивной средой, выстраивая собственные траектории развития.
  4. Тренер для ребенка является центром среды, оказывая на него влияние отношением и деятельностью.
  5. Управляющее воздействие на основные параметры спортивной среды образовательной организации позволит опосредованно формировать как спортивные потребности и ценности, состояние здоровья и двигательные способности, так и познавательные процессы и духовно-нравственные качества детей и подростков.

Характер влияния спортивной среды образовательной организации на личность ребенка зависит от его активности и богатства спортивного пространства региона (государства) — той конкретной атмосферы, которая способствует или сдерживает развитие локальных спортивных сред (государственная политика в сфере образования и спорта, социальный заказ и др.). Поскольку в каждом регионе складываются определенные условия жизни сообщества, формируется его отношение к потребностям сферы спорта и сами спортивные потребности населения, это сказывается на деятельности учреждений образования и спорта.

Воспитательный потенциал спортивной среды образовательной организации — это интегративное понятие, определяющееся спортивными ценностями и комплексом наличных в данной среде условий и возможностей для целостного развития личности средствами массового спорта. Следовательно, интегративным критерием актуализации воспитательного потенциала спортивной среды образовательной организации будет соответствие созданных в ней условий и возможностей потребностям личностного развития ребенка и требованиям образовательного стандарта.

Под системой условий спортивной среды мы понимаем ряд обстоятельств, от которых зависит функционирование поведенческих сеттингов, способствующих опосредованному формированию спортивных потребностей и регламентирующих поведение физическим окружением (спортзал и т. д.), правилами видов спорта и этикой взаимоотношений в малой группе.

Поведенческий сеттинг, согласно Р. Баркеру и Е. Виллемсу, включает следующие характеристики:

  • содержит устойчивые паттерны поведения, отличающиеся иерархией позиций и ролей (тренер, судья, игрок, игрок-соратник, игрок-противник);
  • позволяет замену одного участника другим;
  • имеет место в специфической зоне и задан в определенном средовом контексте;
  • состоит из поведения и среды, находящихся в синоморфных (тождественных) отношениях;
  • имеет схемы управления, обеспечивающие достижение цели функционирования сеттинга.

Под системой возможностей спортивной среды можно понимать то, что эта среда предоставляет субъекту, чем его обеспечивает и что ему предлагает. При этом принципиально важно, что, в отличие от «условий», «влияний» и «факторов», принадлежащих самой среде, но не субъекту, который в ней находится, и односторонне воздействующих на этого субъекта, возможность, по Гибсону, представляет особое «единство свойств среды и самого субъекта», является в равной мере как фактором спортивной среды, так и поведенческим фактором субъекта.

Предоставление средой той или иной возможности, комплементарной потребностям, «провоцирует» субъекта проявить соответствующую активность, присоединить к факту наличия этой возможности в среде факт своего поведения.

Таким образом, воспитательный потенциал спортивной среды спортивной школы определяется содержанием в ней социальных отношений:

  • развитые спортивные традиции, идеалы, ценности и нормы;
  • доброжелательные взаимоотношения между руководством, тренерами, спортсменами, родителями;
  • широкие социальные связи), содержанием технологического компонента (высокий уровень программно-методического и технологического обеспечения;
  • эффективность использования кадровых, материально-технических, финансовых ресурсов для решения комплекса задач;
  • внедрение инновационных технологий и методов) и содержанием пространственно-предметного компонента (современная архитектура, дизайн спортивных залов, площадок, трасс;
  • оснащенность качественным оборудованием и инвентарем;
  • насыщенность спортивными символами;
  • соответствующие санитарно-гигиенические условия), что в целом позволяет добиться высоких результатов в подготовке спортивного резерва, высокого качества воспитательной работы и спортивных услуг, оказываемых населению.

Несомненно, ключевой фигурой спортивной среды образовательной организации (спортивной школы) является тренер-преподаватель. Детский тренер — главный человек для воспитанника спортивной школы, «который является средой для субъекта воспитания, оказывая на него влияния, как стимулирующие, так и подавляющие активность».

Детский тренер — один из значимых взрослых в жизни ребенка, так как зачастую именно он становится неоспоримым авторитетом для воспитанников, которые с ним проводят достаточно большое количество времени.

В связи с этим от того, как тренер будет решать педагогические задачи на всех этапах возрастного развития детей, будет зависеть целостное развитие личности ребенка. Тренеру отводится ведущая роль в воздействии на личность спортсмена. В силу специфики спортивной деятельности эта ее особенность предъявляет высокие требования к профессионализму и личности тренера.

Деятельность тренера характеризуется высокой степенью ответственности за физическое, психологическое благополучие и в целом за здоровье его подопечных. Так, А. Я. Корх отмечает: «…в процессе подготовки спортсменов тренер несет моральную, профессиональную и юридическую ответственность за их воспитание, здоровье и качество спортивных результатов».

Успешность деятельности тренера очевидна для окружающих и оценивается, как правило, спортивными результатами его учеников, а это создает повышенную стрессогенность деятельности тренера и приводит к значительным нервным перегрузкам, что может негативно сказываться на его здоровье и результатах труда.

Система «тренер-спортсмен» является относительно неустойчивой. Тренеру важно внушить спортсмену доверие к своему профессионализму и вызвать к себе симпатию, так как в противном случае спортсмен всегда может уйти к другому тренеру. В целом успешность воспитания и развития спортсменов зависит от умения тренеров общаться со своими воспитанниками.

У тренера неограниченный объем тренировочной и воспитательной работы, деятельность тренера носит нерегламентированный характер. Тренер часто работает не только в воскресные, но и в праздничные дни, кроме того, в основном в вечернее время. Перед тренерами часто встает задача набора в группу.

Тренер должен быть хорошим агитатором, для того чтобы заинтересовать ребенка и привлечь его к занятиям спортом, а также убедить в этом его родителей. Профессиональная деятельность спортивных педагогов (учителей физической культуры, тренеров, инструкторов по спорту и спорторганизаторов) имеет существенные особенности.

Общими для всех особенностями являются:

  • психическая напряженность (шум в процессе деятельности учащихся; постоянное переключение с одной возрастной группы на другую; ответственность за жизнь и здоровье учеников);
  • специфика физической нагрузки (владение техникой выполнения упражнений и необходимость показа физических действий);
  • условия внешней среды (осуществление занятий на открытом воздухе и в больших залах, что повышает нагрузку на голосовой аппарат педагога).

Особенностями тренерской деятельности является:

  • психологическая напряженность от конкурентной борьбы, публичности и ориентированности на признание, достижение воспитанниками высоких результатов;
  • ненормированный характер работы, необходимость работы в выходные и праздничные дни;
  • требование быть в хорошей физической форме для демонстрации технических приемов;
  • постоянный поиск новых спортсменов, забота о предупреждении травматизма, сохранении здоровья воспитанников;
  • профессиональный риск, обусловленный неопределенностью спортивного результата, ожиданием успеха и вероятностью «взлетов и падений».

Кроме того, отличительная особенность спортивно-педагогической деятельности состоит в том, что она обладает такими характеристиками, как динамизм, эмоциональность и высокая степень неопределенности, и никогда не дает однозначных ответов на насущные вопросы и педагогические задачи в готовом виде. Тренер должен уметь формулировать и решать задачи самостоятельно, анализируя элементы той системы, в которой он работает. Способы решения педагогических задач находят отражение в педагогических умениях.

Педагогическое умение — это приобретенная человеком способность на основе знаний и навыков выполнять определенные виды деятельности в изменившихся условиях.

Весь репертуар педагогических умений объединяют в пять основных функциональных компонентов, которые образуют психологическую структуру педагогической деятельности. Гностический компонент связан с умениями тренера получать новые знания, систематизировать их в соответствии с поставленными целями, анализировать педагогическую ситуацию, достоинства и недостатки в деятельности воспитанников и своей собственной, формулировать педагогические задачи.

Гностический компонент предполагает:

  • знание избранного вида спорта;
  • осознание задач спортивно-массовой работы среди детей и подростков;
  • использование рекомендаций спортивной и педагогической литературы;
  • обучение воспитанников специальным навыкам, необходимым для избранного вида спорта;
  • развитие у юных спортсменов физических способностей, специфичных для избранного вида спорта.

Кроме того, гностический компонент связан со способностью тренера к изучению и оценке опыта руководства детским спортивным коллективом, применением его на практике, анализом собственного опыта, а также опыта своих коллег, постоянной работой по самообразованию.

Данный компонент полностью обеспечивает функцию обратной связи и выходит далеко за ее пределы. Проектировочный компонент связан с умениями тренера в области перспективного планирования содержания и способов деятельности (своей и воспитанников) на длительный срок.

Проектировочный компонент предполагает планирование системы тренировок в соответствии с особенностями возраста, состояния здоровья, физического развития, подготовленности воспитанников; планирование работы по подготовке воспитанников к выполнению разрядных нормативов; определение методов ведения тренировочного занятия; составление календарного плана проведения мероприятий на длительный срок (полугодие, год); определение рациональных приемов овладения новыми упражнениями.

Конструктивный компонент связан с умениями тренера в области композиции учебной информации, деятельности учащихся и своей на предстоящем занятии. Конструктивный компонент предполагает формирование у воспитанников системы знаний и умений не только по определенному виду спорта, но и разностороннюю физическую и волевую подготовку; взаимосвязь в тренировочной работе физической, технической и тактической подготовки; выделение в своей работе главного, существенного; расположение упражнений в порядке увеличения их сложности; приучение воспитанников к правильному режиму учебы, труда, отдыха, питания, сна, к выполнению санитарно-гигиенических правил.

Проектировочный и гностический компоненты — это способность тренера к предвидению и проектированию жизни детского спортивного коллектива, а также проектирование собственной деятельности и поведения, разработка конкретных оздоровительных, образовательных, воспитательных задач на определенное время, исходя из общих задач работы детского спортивного коллектива; проектирование качеств, которые должны быть воспитаны в юных спортсменах; установление объема и содержания, видов спортивной деятельности, необходимых для достижения намеченного результата; методическая разработка отдельных направлений деятельности коллектива.

Организаторский компонент связан с умениями организовать информацию и взаимодействие субъектов учебно-тренировочного процесса. Организаторский компонент предполагает умения активно руководить тренировками, умело регулировать их темп; кратко и ясно давать пояснения, делать замечания, обращая внимание лишь на самые важные моменты; осуществлять индивидуальный подход к каждому занимающемуся; организовывать регулярное участие детского спортивного коллектива в состязаниях по районному (городскому) календарю; организовывать коллективную и индивидуальную деятельность юных спортсменов по самовоспитанию нравственных качеств.

Коммуникативный компонент связан с умениями тренера устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, товарищами по работе и администрацией. Коммуникативный компонент предполагает наличие у тренера стремления быть требовательным, но справедливым, учитывая детскую восприимчивость, находить общий язык с каждым ребенком и налаживать эмоционально-благоприятные отношения в детском коллективе; возбуждать у воспитанников стремление добиваться высоких результатов в спорте; формировать правильное отношение воспитанников к труду; осуществлять контроль и помощь в выполнении поручений; налаживать благоприятные взаимоотношения с администрацией, коллегами и родителями воспитанников.

Овладение перечисленными умениями — постоянный процесс, в котором успех деятельности тренера во многом зависит от того, насколько соответствует его реальным возможностям уровень его функциональной нагрузки.

Особенно большое значение имеют первые годы работы, когда наиболее интенсивно формируются специальные навыки и умения. Нужна особая требовательность к себе, особое внимание к овладению педагогической теорией и наиболее эффективными методами воспитания и руководства детьми.

От степени овладения комплексом педагогических умений зависит и уровень педагогического мастерства тренера. В основе высших уровней мастерства лежит целенаправленная и взаимосвязанная система знаний и умений в работе с юными спортсменами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)