Влияние коллектива на развитие личности

Общение, организованное в группе сверстников, важно как стимул социализации подростка, юноши, т.к. это время их активного взаимодействия, является их «ведущей деятельностью», по Л.С. Выготскому. Подросток хочет ощущать себя членом определенного сообщества. Поэтому общение в коллективе и есть одно из направлений работы педагога по воспитанию культурных способов взаимодействия и взаимоотношений членов детской группы.

Интересно
Воспитание в новых условиях характеризуется проблемой отрыва ребенка от процесса непосредственного контакта друг с другом из-за активного внедрения информационных технологий, подмены живого общения на виртуальное. Отказаться от информационных технологий нельзя. Это данность новой социальной парадигмы. Информационные технологии, сети нужно использовать как инструмент, позволяющий объединить детей к активному общению.

Для этого важно включить интернет-ресурсы для приглашения к общению, предложить обсудить в контактах перспективы интересных дел в группе, пригласить их к выработке сценариев и планов, позвать на встречу для обсуждения и распределения поручений, начать совместную подготовку и организацию, осуществить проведение дела и его обсуждение, построить перспективы дальнейшего движения группы, подготовить фотовыставки, клипы в интернет-пространстве, провести конкурс на лучший «интернет-продукт» и т.д.

Таким образом, используя методику коллективной творческой деятельности, синтезируя реальное общение с виртуальным, можно активизировать ребят к участию в жизни группы, способствовать развитию качеств и способностей, необходимых в индивидуальном и социальном самостроительстве.

Коллектив – это панацея от разрушительного влияния низших проявлений масс-культуры, ее идеологии.

Зло, творимое на Земле, обладает изысканными методами творческого порождения низших проявлений человека: насилия, пошлости, разврата, наркомании, лжи, лицемерия и т.д. Поэтому педагог, используя коллектив как внутреннюю силу воздействия и влияния, создает прецеденты положительного опыта, противоядия, противодействия злу.

Педагог для детей школьного возраста всегда находится на «другой стороне оврага». Его могут уважать, любить, доверять, но его не могут впустить в мир детства, а он не может войти в детско-подростковую субкультуру по определению (признаки и свойства). Поэтому коллектив становится регулятором внутренних проблем группы, отношений, размышлений и решений, актуальных и значимых для детей.

Роль педагога – создавать условия для возникновения предпосылок общения, притяжений между членами группы, поиска смыслов и форм деятельности, освоения духовных и нравственных, социально значимых качеств и способностей, настраивание детей к активному объединению энергоусилий, энергопотоков для осуществления идей, имеющих ценность для общества и не противоречащих эволюции человечества.

На каждое дело, работая с детьми, надо смотретьглобально, устремляя мысль в Космос.

Все высказанные идеи о воспитании в коллективе отражаются в принципах деятельности педагога:

  • не навреди;
  • не мешай в коллективном поиске;
  • помогай в соответствии с возрастом;
  • учитывай особенности микросреды семьи, сверстников, группы, этноса, общества;
  • устанавливай связи между детьми, построенные на сотрудничестве, взаимопомощи;
  • утверждай интерес к саморазвитию, самосовершенствованию;
  • утверждай веру в прекрасное будущее, веру в силу
    группы, роль каждого в ее усилении;
  • утверждай веру в напряженное спокойствие в процессе деятельности;
  • продуктивность как получение результата своей деятельности;
  • игровое взаимодействие;
  • сочетания игры и социально значимой деятельности.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)