Исследование сознания в различных областях научных знаний

В старославянском языке понятие «сознание» означает в буквальном переводе, как и его синоним «совесть» (со=весть, т.е. совместно ведать или знать), «совместное знание». Совместное знание с кем? Владение знаниями, которыми пользовался мир людей? Однако, эти знания часто бывали ошибочными и подвергались все время коррекции.

Древние славяне вкладывали идею о совместном знании, полученном от Высшей силы (Бога), и позволяющим владеть им, тем самым соотносить земные взгляды с Истинным Знанием. Платон писал об извлечении человеком Истинного знания из Идеального мира, которое трансформируется в человеческое знание. Поэтому у человека остается в его глубинном хранилище представление об Истине, которое мы можем трактовать как сферу глубинного сознания.

Опираясь на ноосферную концепцию В.И. Вернадского, можно заявит о привлечении и принятии человеком в свое субъективное пространство Знаний информационного поля Земли, находящегося во взаимосвязи с Космическим информационным полем, исходя из уровня его интеллектуального, социального, духовного развития.

Интересно
Следовательно, сознание человека – есть информационно-энергетический накопитель очувствованных знаний, который, как призма, перерабатывает личные, ноосферные и Высшие Космические Знания в соответствии со своими субъектными возможностями и особенностями.

Понятие «сознание» является одним из основных понятий философии, социологии, психологии, антропологии, нейрофизиологии, физиологии и других наук. В традиционной педагогике, объединив философскую и психологическую характеристики, сознание, рассматривается как способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. Все религии активно используют в своих учениях понятие «сознание», не давая ему точного определения.

В философии «сознание» имеет различные формулировки. Гегель рассматривает «сознание» как способность соотноситься, осознавать предмет. При этом под «сознанием» понимается не психическая способность тела (как в психологии), но фундаментальный способ каким человек соотнесен со своим предметом и миром вообще (отношение сознания и бытия). Р. Декарт утверждал, что человек является мыслящей субстанцией, способной усомнится в существовании всего, кроме своего собственного сознания, и что сознание, таким образом, несводимо к физическому миру.

«Сознание» – одна из основных категорий онтологии. Существует несколько основных подходов к решению проблемы сознания: физикализм, солипсизм, объективный идеализм и диалектический материализм. Физикализм утверждает, что сознание является порождением материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.

Его ответвлениями являются «теория тождества» (Д. Амстронг, Дж. Смарт), отождествляющая духовные и телесные процессы; теория «элиминации» (Ф. Фейерабенд), доказывающая, что понятия дух и духовность – устаревший и ненаучный предрассудок, теория «вульгарного материализма (Фохт, Бюхнер, Молешот), утверждающая, что мозг выделяет мысль как печень – желчь.

Солипизм пытается доказать, что сознание индивида – единственная достоверная реальность, материальный мир – его порождение (Беркли, Юм, Фихте). Объективный идеализм признает наличие, как сознания, так и материи, но рассматривает сознание как первичную мировую творческую силу, а сознание индивида как часть мирового сознания.

Диалектический материализм считает сознание высшим уровнем психической активности человека, специфический способ его взаимоотношения с реальностью, присущая человеку способность создания самодостоверного бытия. К. Маркс считал сознание общественным продуктом. В генетическом отношении «мышление» является более широким понятием, чем «сознание».

Сознание – это высшая форма мышления, включающая в свое содержание эмоции и волю, это свойство функционирующего мозга. В онтологическом отношении сознание материально, как и любое другое свойство материи. Сознание является продуктом исторического развития материи.

В новейшей философии, согласно Ж.П. Сартру, сознание есть абсолютное, трансфеноменальное измерение субъекта в свете бытия. Оно не имеет содержания и состоит в утверждении трансцендентального объекта, т.е. объекта, которым сознание овладевает благодаря тому, что оно само себя трансцендитирует. Не стол находится в сознании и не представление о нем, а сознание становится «сознанием стола» и осознает это. Сознание сопровождает и контролирует взаимодействие организма с окружающей средой.

Для педагогики важным являются несколько философских аспектов, выделенных в различных толкованиях «сознания»:

  • оно субъективно, зависит от уровня развития человека и является продуктом исторического развития;
  • обладает контролирующей функцией, ответственного отношения к бытию исходя из накопленного духовного опыта и знаний.

В Российской педагогической энциклопедии «сознание» характеризуется как высший уровень духовной активности человека, предвосхищающее практические действия индивида в форме чувственных и мыслительных образов человека, придавая им целенаправленный характер.

В социологии «сознание» рассматривается, прежде всего, как отображение в духовной жизни людей интересов и представлений различных социальных групп. Для педагогики интересен аспект коллективного сознания, при котором происходит появление некоторой коллективной определенности, при которой возникают однородные осознанные чувства и действия, что позволяет развивать социальную среду (пространство взаимодействия и взаимоотношений субъектов), которое будет обеспечивать опосредовано воспитание качеств и способностей детей, влиять на расширение их сознания в соответствии с атмосферой культурной среды.

Особенно важны эти социологические исследования для понимания развития коллектива когнитивистской ориентации как единения индивидов на основе общих целей, ценностей, норм в целях создания совокупного когнитивного продукта (общей идеи, реализованной в проекте) в процессе совместной деятельности (А.В. Иванов).

В психологии «сознание» трактуется как особый, высший уровень организации психической жизни субъекта, выделяющего себя из окружающей действительности, отражающего эту действительность в форме психических образов, которые служат регуляторами целенаправленной деятельности.

Оно имеет различные уровни, которые демонстрируют степень отчетливости и ясности сознания (А. А. Ухтомский). С помощью орудий труда человек вовлекал предметы в сферу новых форм своего взаимоотношения с действительностью. Применение орудий и системы речевых знаков в виде жестов и звуков, т.е. переход к опосредованной символической деятельности видоизменил всю структуру человеческой активности, а тем самым и сознания.

Благодаря языку сознание формируется и развивается как духовный продукт жизни общества, осуществляется преемственность человеческой деятельности и общения. По определению В. Вундта, сознание в психологии заключается в том, что мы находим в себе определенные психические состояния.

С этой позиции сознание представляет собой внутреннее свечение, которое иногда бывает ярче или темнее, а может вообще погаснуть. У. Джеймс определяет сознание как хозяина психических функций, практически отождествляя его с субъектом. Стаут пишет о том, что сознание бескачественно, поскольку само является качеством психических процессов и явлений.

В работе «Сознание: опыт междисциплинарного подхода» Е. П. Велихов и другие пишут, что «сознание как субъективная реальность не менее реально, чем любая другая сфера реальности. Однако главные вопросы, на которые нет однозначного ответа, состоят в следующем: где эта реальность находится и каким должен быть язык ее описания». В настоящее время проблема «материя – сознание» остается нерешенной.

Л.С. Выготский рассматривает «сознание» как рефлексию человеком действительности, самого себя и собственной деятельности. Б. Ананьев пишет о сознании как о психической деятельности, динамическом соотношении логических и чувственных знаний, их системе.

По его мнению, сознание выступает составной частью эффекта действия. Сознание является высшим уровнем саморегуляции и психического отражения, который присущ только человеку. Оно выступает как меняющаяся совокупность образов чувственного и умственного уровней во внутреннем опыте человека, которые способны предвосхищать его практическую деятельность. Его изучение сталкивается с серьезными трудностями.

Во-первых, это связано с тем, что психологические явления представляются человеку и осознаются им в той мере, в которой он способен их осознать. Во-вторых, сознание не локализуется во внешней среде и его нельзя расчленить во времени. Поэтому его невозможно изучать стандартными психологическими методами (измерять, сравнивать).

Структура сознания в психологии разделяется на три уровня отражения действительности:

  • чувственно-эмоциональный (отражение объекта действительности органами чувств);
  • рационально-дискурсивный (отражение объекта опосредованное, то есть выделение в нем обобщающих существенных черт и свойств);
  • интуитивно-волевой (целостное восприятие объекта, определяет самосознание, приводит к единству чувства и разум).

В.П. Зинченко рассматривает структуру сознания как взаимосвязь биодинамической и чувственной тканей, и выделяет три его слоя: бытийный, рефлексивный и духовный.

В психологии различают несколько видов сознания человека (речь идет о видах личного или поверхностного сознания – прим. автора):

  • житейское – формируется первым среди других видов сознания, возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий;
  • проектное – охватывает круг задач, связанных с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности;
  • научное – опирается на научные понятия, концепции, модели, исследует не отдельные свойства объектов, а их взаимосвязи;
  • эстетическое – связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира;
  • этическое – определяет нравственные установки человека. В отличие от остальных видов сознания, уровень развития этического (нравственного) сознания человека в психологии трудно оценить.

В практике жизни все виды сознания переплетаются и создают у каждого человека неповторимое сочетание, что также определяет его индивидуальность. Сознание человека развивается с развитием цивилизации, причем в настоящий исторический момент это развитие ускоряется, что вызвано открытиями в науке, глобальной информатизацией, переходом на новый качественный уровень развития общества.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)