Методика коллективной творческой деятельности

В конце 50-х годов преподаватели ЛГПИ имени Герцена во главе с доцентом И.П. Ивановым, анализируя воспитательную ситуацию в городе, пришли к пониманию необходимости возродить идеи А.С. Макаренко в новых социокультурных условиях.

Интересно
Изучая наследие А.С. Макаренко, исследователи пытались понять причины успешности деятельности в Коммуне. Так была обнаружена идея, которая объединила всех ребят и взрослых. Это идея «общей заботы» всех о каждом и каждого о всех, устремленное движение к «светлому будущему».

Затем были выявлена система работы в Коммуне, структура деятельности детских групп, формы и методы работы. Апробировать макаренковскую модель воспитания в новых социокультурных условиях было предложено в Ленинграде на базе Ордена Трудового Красного Знамени Дворца пионеров имени А.А. Жданова под руководством Ф.Я. Шапиро с учащимися разных школ в системе дополнительного образования.

Деятельность «Фрунзенской коммуны» была столь эффективна, что было принято распространить ее в школах Лениграда. Так появляется первый «спутника» Коммуны на базе школы №39 г. Ленинграда (руководитель – Зуева А.Г.)

Ученые и педагоги увидели в новой методике то, чего не хватало в современной системе работы с детьми-пионерами и комсомольцами. В каком-то смысле, коммунарство выступило альтернативой «официальной линии» комсомола, где деятельность пионеров и комсомольцев осуществлялась часто формально: жесткие правила проведения комсомольских собраний и пионерских сборов, мероприятий, навязанных «сверху».

Коммунарство помогало развиваться ребенку в соответствии с его природой, его природными задатками. Участвуя в различных делах Коммуны, подросток раскрывал свои способности и таланты, получал удовлетворение от того, что его деятельность востребована (социальное творчество). Подросток не может жить без общей идеи, активного общения со сверстниками и взрослыми, которые его понимают.

В коммунарстве главным является создание творческой атмосферы, творческого «духа» в детско-взрослой среде. Это очень сложный процесс. Необходимо работать с детьми по 24 часа в сутки, стремиться к достижению высокого уровня понимания друг друга, когда слова уже не нужны.

Нужна светлая идея помощи тем, кто в ней нуждается: старикам, слабым, бедным. Нужна романтика, яркие, захватывающие сердца детей акции, праздники, «трудовые десанты», удовлетворяющие потребности детей в «тайне» и «приключениях». Идеи коммунарства стали распространяться по регионам страны во дворцах пионеров и школьников, в школах и летних лагерях.

Интересно
О.С. Газман совместно с А.В. Мудриком (ВПЛ «Орленок»), опираясь на опыт Фрунзенской коммуны, разработали «орлятскую методику» для работы с детьми в пионерских лагерях. Так появилась методика коллективной творческой деятельности, включающая свои цели, задачи, ценности, законы жизнедеятельности, структуру, способы взаимодействия, среду, субъектов деятельности, создающих новую воспитательную систему.

В законах отражены цели и задачи деятельности коллектива. Например, закон «Все дела творческие, а иначе зачем», закон времени «00» (строгое соблюдение времени), закон защиты слабых, закон помощи новеньким, закон «Один за всех и все за одного» и т.д. Во главе коллектива избирается командир и актив, которые проходят периодическую ротацию, чтобы каждый смог попробовать себя в роли руководителя и подчиненного, а также учитываются особенности детей, их возможности кратковременного выполнения поручений (совет дела).

Существует институт временных командиров для выполнения конкретных задач в течение недели в коллективе или организации творческого дела на конкретный период. Высшим органом является общий сбор, где обсуждаются ключевые вопросы жизнедеятельности коллектива, проводятся перевыборы.

В системе коллективной творческой деятельности каждый должен найти свои интересы, попробовать себя в разных социальных ролях. Данная методика предполагала участие каждого ребенка в коллективном, творческом поиске, определении, выборе, планировании, разработке, проведении и анализе общих дел (КТД – коллективных творческих дел).

Интересно
В своей книге «Энциклопедия коллективных творческих дел» И.П. Иванов выделяет виды КТД по направленности деятельности, которые интерпретированы нами в новых социокультурных условиях.

Познавательные дела, целью которых является развитие у школьников познавательных интересов, поиску новых исследований и открытий в процессе совместной деятельности. Познавательные КТД способствуют развитию у детей и подростков познавательных качеств, наблюдательности и любознательности, творческому отношению к труду. К ним относятся такие познавательные КТД как «вечер неразгаданных тайн», игры-путешествия (современные квэсты), интеллектуальный футбол, турнир знатоков, разнобой.

Трудовые дела, целью которых является обогащение знаниями ребят об окружающем мире, выработка творческого отношения к труду, таких качеств как усердие и трудолюбие, стойкость, мужество в преодолении трудностей, оптимистического взгляда на мир, потребности в оказании помощи другим людям. Ребята осуществляют общую заботу в процессе творческого труда.

К ним относятся: трудовая атака, трудовой десант, «Война с королем Мусором», трудовой рейд, тимуровские акции (тайная помощь нуждающимся), трудовая помощь по заявкам жителей близлежащего микрорайона («горячая линия», «почта») и другие.

Художественные дела, целью которых является развитие художественного вкуса детей, эстетических чувств, стремление к творчеству, эстетического восприятия красоты жизни и труда. К ним относятся: экспресс-концерты, художественные конкурсы, «кинофестиваль», концерт «ромашка», литературные вечера, «театр», литературный суд (суд над песней, литературным героем, музыкальным направлением и т.д.) и другие. Спортивные дела, целью которых является развитие у детей и подростков интереса к заботливому отношению к своему организму, необходимости его укрепления и закаливания.

Спортивные КТД помогают развитию таких качеств, как выносливость, решительность, самостоятельность, находчивость, дисциплинированность, мужественность и стойкость. К ним относятся: «Спортакиада юных», «Олимпиада», «Игры народов мира» и другие.

Содержание коллективного творческого дела в наши дни должно соответствовать целям и задачам, ценностям новой парадигмы образования, направленной на развитие духовно-нравственных качеств, понимания идеи Общего Блага, построение отношений на принципах помощи и поддержки, сотрудничества, сотворчества, на движение к самосовершенствованию.

Суть коллективного творческого дела заключена в детской импровизации как проявление креативности личности. В результате участия в КТД дети учатся работать в сообществе, делить радость успеха и ответственность с другими, а также знакомятся и приобретают друзей. Оптимистичный настрой и ситуация успеха раскрывают у ребят добрые чувства, готовность к сопереживанию.

Интересно
Важно, чтобы ребята выявили свои интересы и реализовали их в совместной творческой деятельности. И.П. Иванов указывает на то, что в процессе коллективной творческой деятельности воспитатель должен опираться на микроколлективы: отряды, звенья, команды, советы дела, творческие объединения, приятельские группы.

Важно, чтобы ребята в процессе подготовки, проведения и анализа КТД были в разных микрогруппах. Это позволяет воспитаннику вступать в новые межличностные отношения, искать свое место в этих микрогруппах. «Перемешать» ребят для участия в разных микрогруппах можно с помощью жеребьевки (светловолосые и темноволосые, цветопись, по дню рождения и др.), добровольного желания. Создание новой группы позволяет обучению ребят к совместной работе, уважению чужого мнения.

Коллективная творческая деятельность создает условия для появления игрового творческого поля, где каждый воспитанник находится в ситуации свободного фантазирования, сочинительства. Он активного высказывает свои идеи для создания сценария и плана КТД, предлагает свои стихи, «сценки». Выставки, проводимые во время мероприятий, раскрывают творческий характер демонстрируемых работ.

КТД оказывает сильное влияние на каждого ребенка, первичный коллектив, на весь детско-взрослый коллектив. В процессе общей деятельности осуществляется активное сотрудничество, взаимопомощь детей и взрослых. Они лучше узнают друг друга, что приводит к улучшению отношений, позитивным изменениям восприятия друг друга. КТД становятся мощным средством развития социальной активности, обучающим средством организаторов и руководителей.

Рассмотрим этапы КТД:

  • Первый этап – предварительная работа коллектива. На этом этапе командир и члены коллектива определяют конкретные воспитательные задачи КТД, необходимые действия для выполнения задач, разрабатывают порядок их реализации, принимают решение о проведении коллективного планирования.
  • Второй этап – коллективное планирование. Коллективное планирование начинается в постоянных или временных микрогруппах. На собрании членов микрогрупп высказываются предложения в режиме «мозгового штурма», затем эти предложения обсуждаются в других микрогруппах (метод «челнока») а затем вырабатывается общее мнение микрогрупп и всего коллектива.
  • Третий этап – коллективная подготовка КТД. Подготовка КТД начинается с создания временного детского объединения – совета дела, в который входят представители микрогрупп (по желанию).

Каждое новое дело предполагает создание и нового состава совета дела. Это детское сообщество создается только на время подготовки и проведения КТД. Его задача заключает вначале в разработке проекта КТД, распределении обязанностей между членами детского сообщества по его подготовке.

Проект КТД уточняется и конкретизируется сначала советом дела с участие руководителя коллектива, затем планируют и начинают работу по воплощению общего замысла. Педагог помогает совету дела в процессе подготовки распределить поручения, роли с тем смыслом, чтобы каждый ребенок смог найти свое место, раскрыть свои возможности, развивать новые качества и способности. Совет дела организует репетиции, организует приглашение других коллективов, педагогов и родителей к участию в КТД.

  • Четвертый этап – проведение КТД. Педагог, командир коллектива, все члены коллектива стремятся к осуществлению целей и задач, заложенных в проводимом КТД, помогают и поддерживают основных участников в процессе возникающих проблем во время мероприятия.

Для педагога это педагогическая диагностика – во время действия он активно наблюдает за происходящим, отслеживает трудности, негативные и позитивные проявления в отношениях, в поступках ребят.

  • Пятый этап – коллективное подведение итогов КТД. Подведение итогов проводится на общем собрании (сборе) Предварительно может быть проведен письменный опрос или собраны пожелания членов коллектива (почтовый ящик), где ребята должны ответить о том, что понравилось, а что нет, что получилось, а что нет, что можно предложить на будущее.

Затем проводится обсуждение. Это один из важнейших этапов работы: оценка результата, соотнесение полученного с запланированным. Отмечаются успехи микрогрупп, совета дела и личный вклад каждого.

  • Шестой этап – зона ближайшего развития и перспективы деятельности коллектива. На этом этапе педагог совместно с ребятами уточняет планы на будущее, вносятся коррективы в деятельность, предлагаются средства помощи тем, кто в этом нуждается.

Творческое дело должно опираться на предшествующий личный опыт ребят, его компетенции. Проводимое КТД не является самоцелью, а средством и условием для успешного развития личности ребенка, его положительных качеств и культурных способностей, его самосовершенствования.

КТД – не мероприятия, а забота. Коллективные творческие дела – это прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.

Многосторонняя постоянная забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям – вот что сплачивает воспитателей и воспитанников.

И чем лучше организована общая жизнь старших и младших, тем эффективнее тот многосторонний воспитательный процесс, который идет «по ходу», в глубине этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов (прямое и косвенное, открытое и скрытое), и взаимное влияние самих воспитанников друг на друга, и самовоспитание старших и младших. В каждом коллективном творческом деле проявляется сущность педагогики общей заботы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)