Культурная среда образовательной организации

Третье педагогическое условие – культурная среда образовательного учреждения, которая рассматривается как пространство взаимодействия ее субъектов, создаваемое в учреждении образования, основной ценностью которого является сотворчество, влияющее на характер взаимодействия педагога и ребенка, а также систему духовных, социально-культурных, материальных условий, необходимых для саморазвития.

Теоретическую основу исследования с позиции культурологического, средового и системного подходов составили положения о культуре в образовании и проблеме культурной среды, о понятии культурной среды, ее отличии от других видов сред (окружающая, социокультурная, образовательная, воспитательная), схожих по смыслу понятий (школьный уклад, атмосфера, психологический климат), ее сущности, целостной структуре взаимосвязанных компонентов.

Понятие «среда» включает в себя ряд таких факторов как особенности и характер деятельности, стиль взаимоотношений, взаимовлияний, создание и обеспечение развития ее субъектов.

Культурная среда образовательного учреждения является не только важным источником культурного развития личности, но и идейно-ценностной атмосферой культурного становления личности и внутришкольных сообществ, она определяет духовно-нравственный, творческий и интеллектуальный «климат» (уклад, образ жизни) образовательного учреждения, оказывает свое влияние на культурную среду социума, при этом происходит взаимообогащение этих сред. Это пространство культурного самоопределения ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и культурными предпочтениями (субкультура ребенка), с одной стороны.

С другой стороны, это сфера педагогических влияний, т.е. создания педагогических условий для развития и саморазвития личности ребенка, которая определяется как культурная среда образовательного учреждения. Именно аспект педагогического влияния, как детерминирующий процесс развития культурной среды школы и личности в ней, является сущностным отличием от определений других авторов (Е.А. Александровой, Н.Б. Крыловой).

Если культурная среда – это пространство условий, необходимых для развития личности, то в науке педагогические условия рассматриваются как результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, способов, организационных и коммуникативных форм образования (воспитания, обучения) для достижения педагогических целей. Целенаправленность педагогической деятельности не связана с навязыванием ребенку представлений о том, кого из него необходимо воспитать.

В культурной среде школы педагоги определяют задачи реорганизации школьных помещений и зон рекреации, организации культурной деятельности в детских сообществах, а также преобразования учебных программ и планов на принципах разнообразия, вариативности и альтернативности в соответствии с результатами диагностики образовательной деятельности школы.

Это дает ученику возможность выбора деятельности, родителям – возможность увидеть перспективы и потенциал своего ребенка, школе – стать подлинным культурным центром для детских и взросло-детских сообществ. Одновременно, это дает педагогу возможность повысить свою педагогическую культуру, поскольку культурная среда школы не может функционировать, если учительская среда консервативна и не воспринимает нововведения.

Структура культурной среды школы представляет собой целостную, динамическую систему компонентов, находящихся в определенной иерархической взаимозависимости: аксиологического, базовых, функционально-образующих и предметно-практических.

Культурная среда школы формируется в процессе освоения идей и ценностей, воспринятых в данном педагогическом сообществе и учитывающих интересы, потребности школьников и их родителей. Ценностные ориентации, прежде всего, учителей, как руководителей и инициаторов развития учебно-воспитательного процесса, определяют направленность культурной среды.

Ценностный компонент культурной среды (в данном случае – духовные ценности) аксиологически обусловливает ее базовые компоненты (ценностно-смысловая основа), взаимодействующие друг с другом, сущностно представленные на других уровнях во всех последующих компонентах.

Для реализации целей современной культуросообразной школы важен процесс саморазвития (самоопределения, самореализация, самореабилитации и самоорганизации) педагогов, школьников и их родителей, обеспечивающий создание соответствующего пространства в ее культурной среде.

Педагогическая поддержка – важнейший компонент среды, ориентированный на оказание поддержки и поддержки процесса развития и саморазвития ребенка и гуманизацию образования в школе в целом. Педагогическая поддержка – это система деятельности, имеющая свои цели, виды (прямая и превентивная поддержка), принципы, методы оказания поддержки ребенку в среде школы.

Инновационный компонент характеризуется стремлением к новшеству субъектов образовательного процесса, готовностью обеспечить успех инновационной деятельности, эффективностью коммуникаций, возможностями методического ресурса и качества организационно-управленческих решений.

Со временем педагогические новшества (в воспитании, обучении, управлении) перестают восприниматься педагогическим сообществом как новое и превращаются в школьные традиции (уклад жизни школы). Культурная среда школы – это уклад жизнедеятельности, характеризующийся особыми традициями. Они создаются педагогами, школьниками и их родителями в совместной деятельности.

Школьные традиции рассматриваются как сложившиеся особенности: учебно-воспитательного процесса, совокупности норм и правил жизнедеятельности ее субъектов, их взаимоотношений, эстетики объектов школы, в том числе территории пришкольного участка, одежды педагогов и школьников; системы объектов культурно-образовательного назначения, связанных с созданием и распространением культурных и образовательных ценностей (творческих организаций, познавательных сообществ, научно-исследовательских и методических объединений, студий, кружков, секций).

Культурная среда школы представляет собой педагогически обусловленное практическое воплощение национального, исторического и социального, является базой для формирования и удовлетворения духовных потребностей человека посредством его взаимодействия с образовательным сообществом, что, в свою очередь, может быть определено как традиции и инновации данного образовательного учреждения.

Если новые идеи приняты, среда приобретает новые качества и реализуется на функциональном уровне (использование системообразующих факторов динамического характера).

Эти компоненты были названы функционально-образующими:

  • информационный (разнообразие, вариативность учебного материала, многообразные дополнительные источники информации);
  • мировоззренческий (духовно-нравственная атмосфера школы, эстетическое окружение, педагогический этикет);
  • коммуникативный (гуманные и равноправные отношения между взрослыми и детьми, основанные на взаимном интересе, уважении, договоре);
  • интерактивный (сотрудничество, сотворчество, определяющие успешность интерактивных связей), обеспечивающими способы распространения базовых смыслов и ценностей в культурной среде школы.

Идеи и ценности через базовые и функционально-образующие компоненты воплощаются в предметно-практических компонентах:

  • организационно-управленческом (демократическое управление, самоуправление);
  • материально-предметном (мебель, инвентарь, технические средства обучения, ремонт здания);
  • знаково-символическом (атрибуты, символы, школьная форма, знаки, подчеркивающие уникальность данного учреждения);
  • психолого-педагогическом (психологическая служба школы, психологическое просвещение, диагностика и коррекция психического развития, психологическое консультирование, проведение психологических тренингов).

Формирование и развитие культурной среды образовательного учреждения происходит на основе тех базовых идей, которые приняло школьное сообщество. Культурная среда является пространством ненасильственного влияния на процесс развития и саморазвития ребенка.

Если ведущей идеей становится поддержка ребенка в развитии его духовного сознания, то все компоненты среды в их взаимосвязи (ценности, традиции, поддержка, материальная и знаково-символическая сферы и др.) будут ориентированы на ее реализацию. Таким образом, культурная среда в образовательных учреждениях создает необходимые условия для эффективной педагогической поддержки развития сознания ребенка.

Культурная среда является не только важным источником развития сознания человека, но и ценностной атмосферой становления индивида и коллектива, определяет его духовно-нравственный, творческий и интеллектуальный «климат» (уклад, образ жизни), оказывает свое влияние на культурную среду социума, при этом происходит взаимообогащение этих сред.

Итак, выявленные педагогические условия, влияющие на эффективность духовного развития ребенка, его сознания, его энергетических качеств, обладают высокой степенью достоверности и реализуемости в практике.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)