Содержание воспитания в коллективе когнитивистской ориентации

Этот вид коллектива можно назвать «хором сознаний». Однако коллективы как сфера развития качеств и способностей, совместного проживания и деятельности также необходимы (будет рассмотрен в последующих главах). У каждого их названных типов воспитания в коллективе свои цели и задачи. Их роль велика и необходимо заявить о них для активного использования в педагогической практике.

Член группы становится тем, кем является сейчас в своих представлениях о себе и коллективном видении группы. Социальное, психическое и духовное развитие человека все время изменяется в процессе своего движения. Сегодня ты испытываешь трудности в развитии, но, преодолевая их, ты делаешь скачок по сравнению с теми, кто вчера был впереди.

Так работает закон спирального развития: через преодоление трудностей, укрепление воли, происходит качественный скачок в твоем движении на новом витке. Важно подвести членов группы к пониманию иерархии приоритетов – ценностей и принципов коллектива или личностных интересов. Процесс развития группы осуществляется на основе ее взаимосвязей и взаимодействий, которые обусловлены ее движением к цели своей деятельности. Каждый член группы становится соучастником этого движения.

В процессе движения к цели каждый ее член обязан сделать выбор для себя, соответствует ли данная деятельность и ее цели его внутренним устремлениям, какую роль он хочет сыграть в ней, какое место он хотел бы занять и соответствует ли оно ему. Вряд ли можно говорить о том, что каждый человек адекватно может представить себе свою роль и значение в том или ином процессе. Он часто ориентируется на внешние показатели и ценности, принятые в данном обществе.

«Хочу быть лидером и открыть новое в науке», однако индивидуальные особенности личности, ее знания, опыт, черты характера, интересы и многое другое не позволяют ему сделать этого. Он закладывает мысль об этом, а дальше она начинает обрастать новыми смыслами в виде мысленных форм, наполняясь содержанием.

Многое зависит от устремленности личности, ее генетических возможностей, которые могут не позволить ему реализовать их в течение всей его жизни. Но поставленная задача или цель может осуществиться во взаимодействии с другими, т.к. коллективное движение мысли, излучаемая ею энергия во много раз усиливает ее осуществление.

Интересно
Трудолюбие, усердие членов группы во имя общей цели обеспечивает многократно усиление ее осуществления. Главное – держать этот энергетический луч в постоянном напряженном состоянии, и механизм движения к искомому результату будет идти неизменно и приведет к его исполнению. Оказание помощи в этом процессе является важной задачей педагога.

Однако если он (член коллектива) не построил межличностные отношения в группе, тогда и эффект общего движения как «пучка энергетических лучей» мысли будет ослаблен. Значит, важным механизмом в движении группы к осуществлению намеченной цели становится ее связь с другими членами группы по выстраиванию отношений, основанных на взаимном принятии, уважении, готовности прийти на помощь (другодоминантность).

Эффект от работы в такой группе зависит как от педагогического влияния (использовании воспитателем средств, способствующих налаживанию межличностных отношений, – тренинги, игры, беседы), ее лидера (лидеров), так и рядовых членов группы в целом.

Каждый выполняет задачи, принятые им в рамках общего обсуждения и распределения обязанностей. Заметьте, что это процесс, и он должен постоянно обновляться, в том числе сменой позиций его участников.

Интересно
Не случайно А.С. Макаренко ввел институт дежурных командиров и смены поручений, чтобы каждый мог попробовать себя в разных социальных ролях, что обеспечивает человеку в процессе деятельности возможности понять себя, свои таланты, свои интересы, построить перспективы своего развития.

Человек развивается как сугубо общественное существо. Однако его взаимосвязь с другими в процессе совместной деятельности обеспечивает ему личностные накопления, накопления индивидуальности, приводящие к изменению в его сознании, его расширению и движению к дальнейшим открытиям, к поиску новых идей и мыслей, находящихся в космическом информационном поле (идея В.И. Вернадского о ноосфере).

Мыслительный «пучок энергетических лучей», идущих от группы заинтересованных участников в информационном пространстве Земли и Космоса в зависимости от его силы и уровня сознания (уровня субъектности) членов группы, их напряженной устремленности достигает цели и позволяет коллективу раскрыть, увидеть, описать, осмыслить и превратить в продукт заявленную задачу, обличенную в мыслеформу.

Воспитание в коллективе заключается и в том, чтобы каждый член коллектива мог стать полноценным участником процесса по созданию конечного продукта от определения целей и задач, построению гипотез и высказыванию идей до его результата.

Воспитание направлено на обеспечение каждого участника возможностями этого движения, т.е. обеспечения его способами, позволяющими чувствовать свою сопричастность в этом процессе, необходимость его как субъекта. Это, в свою очередь, включает механизм воспитания самовоспитания.

Педагог не может знать на самом деле, что именно нужно развивать в том или ином ребенке. Но должен знать, какие необходимы способности (компетенции), которые бы помогли ему успешно заботиться о своем здоровье, расти духовным и нравственным человеком, развить в себе те способности, которые предопределены генетическими задатками и обществом, что становится понятным в процессе коллективного движения к цели, к реализации общей идеи.

Воспитание в коллективе обеспечивает многократно эти возможности, т.к. значение взаимообмена информацией, ее переработка в коллективе, совместная деятельность, требующая развития способностей и качеств, гораздо более эффективнее, чем в условиях индивидуального движения. Ребенок не может активно развиваться, если результат слишком отсрочен (является для него далекой перспективой), при этом у него отсутствуют или не раскрыты необходимые качества и способности.

Суть процесса воспитания в коллективе заключается в обеспечении его условиями, которые приведут к получению быстрого (относительно) результата и при этом освоении тех компетенций, которые он использовал в процессе движения к результату в группе. Это, во-первых.

Во-вторых, создание условий для активного взаимодействия, обучение ребенка активно постигать законы мировосприятия и миропонимания, вести диалог, решать конфликты продуктивным способом. Если ребенок ощущает, что его цели и задачи не реализуются, то важно помочь ему найти тот коллектив, где это стало бы возможным. «Если мои интересы противоречат интересам группы», то их нужно или скорректировать, или искать другой коллектив.

Приоритет коллектива над личностью всегда ведет как к разрушению в нем личности, так и самого коллектива к застою, что было свойственно советским коллективам, стремящимся к «усереднению» каждого своего члена группы (подчинению общим взглядам всех членов группы – «Ты должен быть как все, не выпячивайся! Общественные интересы выше личных!»).

Это связано со стремлением группы к стабильности, а инакомыслие отдельных его членов вносит диссонанс. При этом каждый член группы стремится к социальной автономии, проявлению своей индивидуальности, но до конца не осознавая, что процесс развития личности возможен только в сообществе других людей.

Возникают противоречия как внутри группы (стремление к унификации, но и поиск новых решений для развития группы), так и внутри личности (стремление к индивидуализации, но и социальной интеграции, т.е. претворение своих интересов, взглядов, целей в сообществе).

Все человеческие устремления связаны с движением к противоположным граням Бытия. В этой дуальности и идет процесс развития личности. Это касается любого социального явления. Это мы наблюдаем и в воспитании. С одной стороны, обеспечение всех детей возможностями для их социального и духовного развития. С другой стороны, этот процесс определяется в соответствии с представлениями самого педагога об этом движении, исходя из его личного опыта.

Противоречие частично разрешается, когда педагог участвует в этом процессе сам как воспитуемый, т.е. осуществляет процесс самовоспитания, корректируя свою деятельность, цели и содержание работы, наполняя ее новыми смыслами, идеями.

«Не я, как педагог, являюсь носителем норм и правил воспитания детей, а я, педагог-исследователь, сам нахожусь постоянно в процессе самовоспитания, корректируя его и демонстрируя детям пример движения в режиме саморазвития и самосовершенствования».

Коллектив, несмотря на свое стремление к обезличиванию, усреднению, создает условия для развития личности, т.к. это его выбор в стремлении к развитию. Все в этом мире стремится к развитию, и любая группа не исключение. Поэтому она вынуждена создавать условия для его членов в их индивидуальном развитии для реализации общих целей и задач коллектива.

Коллектив выходит в режим продуктивного развития при условии, если сам может осознать значимость движения каждого, предоставления ему таких возможностей при согласовании с общей задачей. Таким образом, он направляет идеи, усиленные интересом каждого в общий пучок в интересах группы.

Во взрослом возрасте человек в силу приобретенного опыта, знаний, способностей, иногда двигается в автономном режиме по отношению к группе, при этом опосредованно взаимодействует с другими людьми, используя профессиональные идеи из различных информационных источников (интернет, книги, телевидение и т.д.).

Однако для детей важно иметь связь с группой. У них в опыте отсутствует взаимодействие, которое так необходимо для устранения преград, возникающих в процессе жизнедеятельности из-за отсутствия необходимых знаний и способностей в области коммуникации, совместной деятельности.

Поэтому воспитание в коллективе – необходимое условие развития и саморазвития личности ребенка. Надо подготовить детей к тому, чтобы они могли обеспечить себе возможности для обсуждения вопросов на основе диалога и симпатий.

Все это и есть задачи воспитательной деятельности в коллективе:

  1. Вести работу по привлечению детей к открытой кооперации с целью их вовлечения в социально значимую деятельность.
  2. Обеспечить возможностями для их прямого диалога друг с другом.
  3. Обеспечить условиями проживания их в группе на основе принятия интересов друг друга, уважения, готовности прийти на помощь, защите их прав и свобод, при условии уважения и почитания самой групповой деятельности сообщества в целом.
  4. Обеспечить механизм принятия себя таким каков есть и способами дальнейшего совершенствования, исходя из личных интересов и генетических возможностей, а также направить на осуществление программ воспитания: «Здоровье», «Общение», «Нравственность», «Общее Дело».

Вера в свои силы обеспечивается стремлением к правильному отражению ценностей, таких как Истина, Любовь, Красота. Истина находится за пределами человеческого понимания, но нужно обеспечить движение к ней по законам традиционного общества.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)