Компетентность

Практика социальной работы убедительно свидетельствует о том, что компетентный специалист может оказать существенную помощь клиенту.

Некомпетентная помощь не может быть нейтральной, она всегда вредит клиенту.

Кроме того, в жизни можно найти немало примеров, когда специалист, получивший высшее профессиональное образование, на практике оказывается некомпетентным и наоборот, специалист-практик, не имеющий высшего образования, может оказаться компетентным профессионалом. Что составляет основу принципа компетентности? Каковы правила компетентности? Ответы на эти вопросы принципиальны для практической социальной работы. Вот некоторые из правил компетентности.

Интересно
Оказывая помощь, самому становиться совершеннее. Компетентность нс означает лишь знания основных принципов оказания помощи, понимания потребностей клиента. Специалист должен обладать достаточным арсеналом навыков оказания помощи в реальных жизненных ситуациях. Практикум по социальной работе направлен на компетентное овладение базовыми навыками практической социальной работы, и прежде всего на оказание помощи самим себе в своей повседневной жизни.

Постоянно повышать уровень своих знаний. Как и первое правило, стремление к новым профессиональным знаниям должно стать образом жизни специалиста, если он считает себя компетентным.

Быть примером для клиента в его жизненной повседневной практике. Призывая клиента к действиям, необходимо показывать свою компетентность в моделировании разных вариантов собственных действий. Если специалист хочет, чтобы клиент был открытым, необходимо самому быть таким. Если специалист хочет, чтобы клиент активно действовал, необходимо самому быть активным во время консультаций. Умелый специалист использует свои навыки и умения при решении своих собственных проблем.

Быть уверенным в себе. Если специалист делает что-то хорошо, нет необходимости извиняться за это. Надо делать дело, если вы это умеете.

Неверно бояться, что вы нарушаете правило недирективности в своей работе. Специалист не сможет эффективно помочь своему клиенту, если он будет только пассивно слушать и во всем соглашаться с клиентом. Если специалист хорошо знает, как помочь клиенту, он не должен бояться делать свое дело.

Находить источники мастерства не в своем поведении, а в результатах своей работы.

Компетентность проявляется в основном нс в поведенческих образцах, а в благоприятных результатах, на которые направлены эти поведенческие образцы.

Если состояние клиента в результате работы с ним специалиста как-то изменилось, пусть даже в худшую сторону (что чаще всего случается по вине клиента), то это говорит о работе специалиста.

Если же состояние никак не меняется, то здесь уже может стоять вопрос о компетентности специалиста. Вера в специалиста может очень быстро улетучиться, если нет никаких результатов или они незначительны.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)