Коммерческий посредник как основной субъект инфраструктуры рынка

Посредническое предпринимательство на товарном рынке называется коммерческим (торговым) посредничеством и является подсистемой предпринимательской деятельности, важной неотъемлемой частью современной рыночной экономики.

Коммерческое посредничество предусматривает осуществление функций продвижения товара на рынок и его передачу от производителя товара – его потребителю.

Следовательно, посредническая деятельность заполняет разрыв в цепи «производство – потребитель», который в условиях рыночных отношений опосредуется договорами купли-продажи товара. Коммерческое посредничество имеет глубокие и широко развитые формы и исторические традиции.

Коммерческо-посреднические фирмы действуют в целях извлечения прибыли, получаемой либо в результате разницы между ценами закупки товаров у экспортеров и ценами, по которым эти товары продаются покупателям, либо в виде вознаграждения за предоставленные услуги по продвижению товаров.

Наиболее крупные торгово-посреднические фирмы часто выполняют производственные операции, связанные с доведением закупаемых и реализуемых ими товаров до соответствия требованиям местного рынка (обработка товаров, транспортировка, страхование, складирование).

Для этого коммерческие посредники, как правило, имеют собственную материально- техническую базу – складские помещения, демонстрационные залы, ремонтные мастерские, а иногда и свои розничные магазины.

Коммерческое посредничество в широком смысле включает круг дополнительных услуг: подыскивание контрагента, подготовка и совершение сделки, кредитование сторон и предоставление гарантий оплаты товара покупателем, осуществление транспортно – экспедиторских операций, страхование товаров при транспортировке и хранении, выполнение таможенных и иных формальностей (например, по сертификации товара), исследование рынка сбыта и информационное обслуживание поставщика, проведение рекламных и других мероприятий по продвижению товаров на рынки, осуществление предпродажного сервиса и технического обслуживания и др.

Основная цель использования посредников – повышение экономической целесообразности и эффективности сбытовых операций.

С этой точки зрения задача коммерческих посредников состоит в том, чтобы трансформировать ассортимент продукции, выпускаемой производителем, в ассортимент товаров, необходимых потребителям. Производители в огромных количествах выпускают ограниченный ассортимент продукции, потребителям же необходим широкий ассортимент товаров в небольших количествах.

Выполняя функции канала распределения, посредники закупают у многих производителей большое количество товара, а затем дробят эту совокупность на мелкие части, формируя ассортимент продукции, необходимой потребителям. Таким образом, посредники обеспечивают соответствие между спросом и предложением.

Посредники существуют до тех пор, пока они способны распределять товары более эффективно и экономически выгодно, чем производители, вследствие чего могут реально уменьшить цену, которую потребители платят за товары и услуги.

Главные составляющие успеха посредника на товарном рынке:

  • предложение потребителю и оптовому покупателю самого широкого ассортимента в рамках товарной группы;
  • доставка товара покупателю в возможно более сжатые сроки, для чего товар «приближается» к потенциальному покупателю путем развертывания целой сети складов по всему региону работы;
  • высокая квалификация персонала, тотальная компьютеризация всех структурных подразделений.

В случае, если посредник не обеспечивает получения дополнительной прибыли по сравнению с той, которую производитель извлекает при самостоятельном сбыте товаров на рынке, его привлечение экономически бессмысленно.

Решая вопрос об использовании посредника, производитель должен оптимизировать их количество, исключив лишние посреднические звенья.

Несмотря на расходы по оплате вознаграждения посредникам, экономичность операций повышается за счет следующих факторов:

  • привлечение посредников повышает оперативность сбыта товаров, что способствует увеличению прибыли продавца за счет ускоренного оборота его капитала;
  • посредники, находясь ближе к покупателю, лучше знают рынок и более оперативно реагируют на изменение его конъюнктуры, что позволяет реализовывать товар на более благоприятных для экспортера условиях, освобождая его от многих забот, связанных с реализацией товара;
  • привлечение посредников создает возможность повышения конкурентоспособности товаров за счет сокращения сроков поставок и промежуточных складов, лучшего складирования и хранения товаров, предпродажного сервиса и технического обслуживания, специальной маркировки, доукомплектации изделий в стране сбыта в соответствии с местными требованиями;
  • некоторые посредники финансируют сделки продавцов (на основе как кратко, так и среднесрочного кредитования, авансируют поставщиков, вкладывая собственный капитал в создание и функционирование сбытовой сети, что экономит средства, вкладываемые в обращение, создавая важные экономические преимущества;
  • посредники обеспечивают для производителей возможность относительно быстрого выхода на новые рынки, более легкого доступа к покупателям, дают возможность уменьшить или устранить кредитные риски, экономить на бухгалтерских и канцелярских расходах, оптимизировать затраты на маркетинг, рекламу и др.;
  • посредники находятся в более тесном контакте с конечными потребителями товаров и услуг и являются важными постоянными источниками ценной первичной информации о рынке – его емкости, тенденциях формирования и изменения спроса, сегментации, положении конкурентов, перспективах сбыта, ценах и возможностях их изменения, современных требованиях к уровню качества и конкурентоспособности товара. Умелое использование производителем такой информации часто позволяет ему получить важные конкурентные преимущества, совершенствовать тактику и стратегию сбыта, многократно окупая затраты на оплату услуг посредников;
  • при работе через посредников, специализирующихся на массовом сбыте определенной номенклатуры товаров, обычно возникает дополнительная выгода за счет снижения издержек обращения на единицу реализуемого товара.

В рыночных условиях функции коммерческого посредника меняются:

  1. Усложняется состав и содержание оказываемых услуг.
  2. Посредники персонифицируются, т.е. происходит их специализация в процессе товародвижения.

Таким образом, коммерческий посредник выступает как продавец — агент по продажам или покупатель — агент по закупкам. Их функции представлены в табл. 1 .

Взаимоотношения коммерческого посредника, поставщиков и покупателей рассмотрены на рис. 1.

Отдельное место занимают коммерческие посредники в рамках товарных групп, обеспечивающие стратегическую стабильность рынка (поставки для федеральных нужд, снабжение спецконтингентов, труднодоступных районов, местностей досрочного завоза).

Задача посредников в товародвижении – направить денежные потоки в производство.

Крупный оптовый посредник дает производителям большие, выгодные и стабильные заказы и в отличие от мелкого и розничного не гонится за максимальной прибылью от единицы товара, получая доход от массы реализованных товаров.

Именно этот принцип является основой продвижения японскими фирмами своей продукции на рынок: осторожная дистрибьюторская политика и приоритет доли рынка над нормой прибыли.

Кроме того, крупные оптовики чаще всего сами определяют розничную цену товара, тогда как мелкооптовые или розничные продавцы могут только договариваться о своей доле в этой цене. Примерно половина продукции индустриально развитых стран реализуется по ценам, установленным всего лишь несколькими десятками ведущих транснациональных и национальных корпораций. Россия также имеет опыт построения крупной оптовой торговли через синдикаты в 1920-30 гг.

В условиях развитой рыночной экономики специализированных посредников в сфере товародвижения можно разделить на три группы:

  1. Торговые (коммерческие) посредники, которые связывают стороны, желающие заключить сделку, действуют от имени и за счет продавца и не имеют возможности влиять на цены (агент, брокер, маклер, комиссионер и др.).
  2. Организации (предприятия) товаропроводящей сет и (торговцы, перевозчики, владельцы складов, экспедиторы и др.), которые являются самостоятельным звеном в производственно-сбытовой сети, они приобретают товар в собственность и имеют право влиять на цены (дистрибьютор, дилер).
  3. Маркет инговые посредники, которые оказывают услуги по продвижению товара (агентства по проведению маркетинговых исследований, рекламные агентства, консультационные фирмы и др.), которые продают информацию, распространяют опыт, вырабатывают общие правила и стандарты деятельности.

Посредников второй группы называют независимыми, а остальных – зависимыми посредниками.

К торговым посредникам можно отнести брокерские конторы, оптово-посреднические фирмы, коммерческие центры, торгово-закупочные фирмы, комиссионеров, агентов и др. Основной вид деятельности торговых посредников, их функции и проводимые операции определяются в зависимости от их места в цепи движения товара.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)