Маркетинг: битва за сознание

По мере развития экономики, роста производительных сил и обострения проблемы сбыта, поставщики и продавцы товаров вынуждены переходить от ориентации на общие требования рынка к активному воздействию на процесс производства товаров и на сам рынок на основе комплексного изучения его условий.

Такая целенаправленная деятельность получила название «маркетинг» от англ. слова «market» («рынок»).

Маркетинг – процесс выбора ассортимента, политики ценообразования, а также каналов распределения и продвижения товара с тем, чтобы удовлетворить потребности клиентов и получить свою прибыль.

Как отмечал известный бизнес – консультант П. Друкер, цель маркетинга – сделать продажу чем-то столь же естественным, как процесс дыхания.

Если продукт «угадан» и продвижение осуществляется успешно, то ваш товар как бы продает вам себя. У вас очередь клиентов, телефоны обрываются, и торговые залы переполнены. Продавец в этом случае фактически как приемщик заказов. Личная продажа в этом случае – всего лишь надводная айсберга, носящего имя «маркетинг».

Однако в условиях жесткой конкуренции ваши маркетинговые стратегии могут оказаться весьма схожими с маркетингом ваших конкурентов, и вот тогда роль личных продаж резко возрастает. Продавец в этом случае перестает быть просто «приемщиком» и превращается в «охотника за заказами». И в этой роли ему пригодятся разработанные техники продаж.

Нередка ситуация, когда служба маркетинга находит клиентов, а «передовая линия» – продавцы и торговые агенты – их теряют. Поэтому одна из тенденций в современном маркетинге состоит в переориентации службы сбыта на построение долгосрочных партнерских отношений вместо создания возможностей для одиночных сделок.

Цель маркетинга – достижение не эпизодических, а стабильных результатов на достаточно длительный период времени, во всяком случае, не менее 5-10 лет.

Любая производственная или торговая организация должна определить для себя главную задачу маркетинговой деятельности в конкретных цифрах, чтобы можно было проверить и оценить результаты. Это могут быть общие объемы продаж, величина прибыли, возможность выполнения обязательств перед акционерами.

Конкретизация цели особенно важна ввиду необходимости контроля соотношения затрат на маркетинговые мероприятия и результатов коммерческой деятельности.

Маркетинг всегда должен носить комплексный характер, т.е. представлять собой систему действий по оценке собственных возможностей и конкурентоспособности сбываемых товаров, по анализу состояния и прогнозирования рынка, по регулированию изготовления и сбыта товаров, включая активное воздействие как на производителей, так и на потребителей.

Маркетинг должен стать идеологией организации любых предприятий и коммерческих фирм.

Существует три так называемые «стратегии ориентации маркетинга»:

  1. Маркетинг, ориентированный на производство. Главная задача – выпустить продукт, нужный потребителю. Если имеющийся спрос опережает предложение, создаются благоприятные условия для диктата производителя. При этом конкуренция слабо выражена, и весь план маркетинга рождается в голове производителя. Стратегия маркетинговых решений связана в основном с выбором товара, который стоит произвести. Творческий потенциал компании направляется прежде всего на обеспечении рентабельности производства больше, чем у конкурентов.
  2. Маркетинг, ориентированный на продажи. Главная цель – максимально стимулировать интерес к выпускаемому товару у его потенциальных потребителей. Маркетинговые мероприятия следует организовывать таким образом, чтобы потребитель захотел приобрести продукт, предлагаемый компанией. Все, что предлагает компания, должно отвечать спросу клиентов. Одновременно необходимо этот спрос расширить, чтобы проложить дорогу следующим вашим продуктам. Основанием для маркетинговых решений, связанных с продвижением товара, как правило, является, прежде всего, профессиональный опыт на данном рынке.
  3. Маркетинг, ориентированный на потребителя. Главная задача – определить нужды и потребности целевого рынка с тем, чтобы удовлетворить их путем соответствующего дизайна продукции, правильного информирования потенциальных клиентов, разумной ценовой политики, а также хорошим сервисом и простотой доставки. Предложение в этом случае опережает спрос, а рынок ведет себя агрессивно. Продукт производится с учетом потребностей клиентов, а также колебаний различных факторов рынка. Основанием для принятия маркетинговых решений наряду, разумеется, с профессиональным опытом, служат оперативные исследования рынка и покупательских предпочтений. Следующим этапом в этой сфере буде инновационный маркетинг, который направлен на формирование новых рынков и новых потребностей у покупателей.

Принцип меню больше не работает. Клиент не хочет больше выбирать из предложенного вами ассортимента, а говорит вам, чего он хочет. А вы думайте, как ему это обеспечить. Покупатели избалованы и, подобно бульдогу, который уже испробовал живого мяса, больше не хочет довольствоваться суррогатом.

Пятым элементом классического комплекса маркетинга «4Р» становится отношение с клиентом. Создание лояльного клиента – стратегическая задача маркетинга 21 века.

Факторы продаж в любой компании делятся на две группы:

  • факторы, неподконтрольные руководству компании: юридические, экономические, технологические, и т.д.;
  • факторы, подконтрольные руководству компании: ассортимент, каналы продвижения и распределения, цена.

Маркетинговую стратегию можно сравнить с военной компанией. 4 элемента комплекса маркетинга – товар, цена, каналы распределения и продвижения – являются составляющими плана. Для разных рынков они будут разными.

Совокупность контролируемых факторов составляет основу маркетинговой стратегии компании. Эти факторы касаются 4 – х основополагающих выборов, которые предстоит сделать каждой компании: выбор ассортиментной политики, выбор ценовой политики, определение методов продвижения и создание системы распространения товаров.

Комплексом маркетинга «4Р»:

  1. Продукт – ассортимент, качество, дизайн, упаковка, сервис, техническое обслуживание, гарантийное обслуживание, качество обслуживания, торговая марка.
  2. Продвижение – торговый персонал, реклама, стимулирование продаж, персональная продажа, выставки, политика в отношении торговой марки.
  3. Цена – цены для конечного потребителя, для оптовиков, позиционирование, скидки и условия платежа, условия выдачи кредита, прайс-лист.
  4. Место и сбыт – каналы сбыта, охват рынка, дилерская поддержка, плотность сети сбыта, время от оформления до поставки, запасы, транспорт.

Маркетинговая стратегия уникальна для каждой компании, для успешного позиционирования компания должна иметь индивидуальные конкурентные преимущества.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)